Кто на новенького?

05.12.2007 15:15

Появление новых игроков на рынке факторинга – это один из трендов 2008 года. Рыночные эксперты ожидают их появления, однако с разной долей оптимизма смотрят на успех этих проектов. Своими соображениями относительно судьбы новых игроков на рынке с factorings.ru поделились участники рынка.

Вместе с ростом факторингового рынка количество игроков на нем продолжает увеличиваться, хотя на верхних сточках рейтинга крупнейших факторов пока перемен не наблюдается.

На прошлой неделе «Столичный Торговый Банк» объявил о выходе на рынок факторинга. По версии «Росбизнесконсалтинг» ОАО «СТБ» числится 148-ым в рейтинге «Крупнейшие банки России за 2006 год». На сегодняшний день банк имеет 4 филиала в Москве и по одному филиалу в Санкт-Петербурге, Сочи и Самаре. К сожалению, в пресс-службе банка подробностей о планах банка по завоеванию рынка факторинга получить пока не удалось.

Появление новых игроков на рынке факторинга — это один из трендов 2008 года. Рыночные эксперты ожидают их появления, однако с разной долей оптимизма смотрят на успех этих проектов. Для успешного выхода на рынок факторинга необходимо как минимум 3 условия — это деньги, люди и технологии. С каждым днем технологический разрыв между лидерами рынка и аутсайдерами растет, цена входа повышается, но основной дефицит — это кадры.

Эксперты расходятся во мнениях относительно количества факторов, необходимых российскому рынку. Однако, сходятся на том, что львиная доля рынка останется в руках 5—6 крупнейших игроков, а остальным придется довольствоваться остатками или покинуть рынок.

Эксперты не исключают изменения списка ТОП-5 факторинговых компаний, однако, маловероятно что это произойдет в 2008 году. Своими соображениями относительно судьбы новых игроков на рынке с factorings. ru любезно поделились Илья Волков, вице-председатель правления «Еврокоммерц», Владимир Емельянов, начальник управления факторинговых операций МДМ-Банка и Сергей Бабичев, начальник управления факторинга КБ «Система».

Какое количество игроков должно присутствовать на рынке факторинга РФ?

Илья Волков, вице-председатель правления «Еврокоммерц»:
«С нашей точки зрения, количественный показатель игроков определяется развитием самого рынка факторинга и сложившейся ситуацией на нем. Стереотип о том, что факторинг — маленький рынок, являющийся частью банковской и финансовой сфер до сих пор существует, хотя имеет тенденцию к исчезновению. Многие уже понимают, что сегодня это крупный рынок, который ежегодно удваивается. По оценкам аналитиков, потенциальный объем рынка в 2007 году составляет 250 млрд. долларов, реальный объем в 2006 году составил 11 млрд, прогнозируемый объем в 2007 году — 22, в 2008 году также ожидается удвоение, объем рынка составит 44—45 млрд.

Несмотря на бурный рост рынка факторинга важно отметить, что российский рынок факторинга характеризуется высокой концентрацией. Всего пять игроков держат 80% рынка, и в их числе «Еврокоммерц», «Петрокоммерц», «Промсвязьбанк», НФК. «ФК „Еврокоммерц“» является лидером рынка, занимая 23,6 % рынка. Такая же картина наблюдается и в большинстве стран Европы. Как правило, у крупнейшего игрока 20—30% рынка, а на долю нескольких остальных компаний приходится еще 50% рынка«.

Владимир Емельянов, начальник управления факторинговых операций МДМ-Банка, согласен с Волковым и считает, что «в ближайшие годы подавляющая доля рынка будет контролироваться 5—8 игроками».

Сергей Бабичев, начальник управления факторинга КБ «Система»:
«На мой взгляд, необходимо присутствие на российском рынке факторинга не менее 60 Факторов. Естественно, не все из них будут крупными и существенно влиять на тенденции развития рынка, но наличие 13—15 действительно крупных Факторов на российском рынке было бы адекватно».

Ожидаете ли Вы на фоне растущего рынка появление новых факторов?

Владимир Емельянов, начальник управления факторинговых операций МДМ-Банка:
«Новые Факторы будут появляться, но не столь активно. Кроме того, далеко не все новые игроки смогут удержаться на рынке.

В первую очередь сегодня это связано с катастрофическим кадровым голодом. Людей способных поставить успешный факторинговый бизнес с нуля сегодня в России можно пересчитать на пальцах, с большим запасом для этого хватит двух рук. Как правило, эти люди уже задействованы в существующих проектах.

Во вторую очередь это растущий из года в год ценовой порог входа для новых игроков — затраты на персонал, технологии, автоматизацию и т. д.

В третью очередь это отсутствие законодательства в области факторинга, у нас в стране даже нет определения понятия «факторинг». Ну, а действия регуляторов, в частности ЦБ, сегодня можно оценивать по отношению к факторингу лишь как репрессионные. Это довольно странная позиция, т. к. факторинг являясь средством активного роста компаний есть один из локомотивов экономики и повышения легальности бизнеса, он очевидно требует всесторонней поддержки государства, т. к. решает в том числе и государственные задачи.

В четвертую очередь новым игрокам будет тяжело удержаться на рынке из-за демпинга ряда активных игроков. Сегодня в России факторинг до смешного дешев, уровень ставок колеблется от 14 до 35% годовых, хотя в других странах 50—70% годовых — нормальная практика. Обычно происходит такой демпинг из-за низкой квалификации сотрудников, продающих факторинг. Если не можешь объяснить клиенту, что он покупает и как этим пользоваться, то остается только демпинговать — это болезнь большинства молодых растущих рынков, надеюсь, со временем мы ее переживем.

Конечно дешевый сыр, как известно, находится не в самом комфортном месте, и со временем клиент понимает, что дешево хорошо не всегда бывает, но выживать на таком рынке могут игроки с большими портфелями или игроки, которые заранее планируют относительно длительный период окупаемости затрат на внедрение факторинга. Времена, когда можно было за пару месяцев внедрить технологию проведения факторинговых операций и окупить все затраты за полгода-год давно прошли«.

Сергей Бабичев, начальник управления факторинга КБ «Система»:
«Я не считаю, что в ближайшее время на рынке факторинговых услуг России будет появляться чрезмерное количество факторинговых компаний. Становление рынка происходит своим чередом: какие-то игроки уходят с рынка, какие-то приходят на него. В общем-то, нельзя сказать, что в течение последних трех лет количество Факторов на рынке кардинально увеличилось. По крайней мере, нельзя утверждать, что количество Факторов увеличилось пропорционально росту объема рынка Факторинга. В то же время, нельзя не отметить интерес российских и иностранных инвесторов к российскому рынку факторинговых услуг, что естественно через определенное время станет причиной появления новых игроков на рынке».

Илья Волков, вице-председатель правления «Еврокоммерц»:
Безусловно, мы не исключаем появления новых активных участников на рынке. Сколько новых факторинговых компаний или банков попытается прийти на рынок, покажет время, но то, что барьеры входа на него высоки, мы можем сказать с уверенностью.

При всей привлекательности факторингового рынка в России и СНГ барьеры входа на него чрезвычайно высоки. Среди барьеров входа на рынок можно выделить следующие: наличие экспертизы, клиентской статистики и массового продукта, разветвленная сеть дистрибуции, фондирование, операционная база и пр. Для начала стоит сказать о том, что для того чтобы заняться факторингом, нужна база данных по торговым и производственно-торговым компаниям. Это статистика платежей по товарным отсрочкам. Очень важно понимать, что это не статистика по банковским кредитам, ее нельзя использовать как основу для факторинговой деятельности. Такую базу можно только наработать. Для этого необходимо не менее 3 лет. Если говорить о «ФК „Еврокоммерц“, то важно сказать о том, что к своей лидерской позиции мы шли не один год. За 7 лет работы нам удалось наработать статистику, мы разработали скоринговую модель, чтобы управлять рисками, у нас уже есть массовый продукт, наличие которого представляет собой еще один барьер входа нового игрока на рынок, и у нас есть все возможности для широкой дистрибуции в регионах. Региональная сеть „Еврокоммерц“ состоит из 57 региональных центров. Говоря о барьерах входа на рынок, следует также выделить фондирование. У ФК„Еврокоммерц“ перед многими российскими игроками есть очень большое преимущество: мы исключили всех посредников между нами и зарубежными деньгами и получили прямые инвестиции со стороны международных финансовых институтов — ЕБРР и Temasek Holdings. Ну, и последний барьер, который необходимо выделить, это — операционная база. Факторинг — это не разовые операции. Каждый день наши клиенты что-то продают и покупают — это сотни тысяч операций, и если не создать систему, которая будет обслуживать миллион операций в день, никаких денег не хватит для того, чтобы заниматься факторингом. То есть, нужна технология, которая включает в себя команду, бизнес-процессы и глубокую автоматизацию».

Могут ли на рынке появиться сильные игроки, которые смогут войти в ТОП-5/ТОП-10?

Илья Волков, вице-председатель правления «Еврокоммерц»:
«Мы не исключаем такой возможности. Тем не менее, по причине высоких барьеров входа на рынок факторинга, мы считаем, что реализовать это им будет достаточно трудно».

Владимир Емельянов, начальник управления факторинговых операций МДМ-Банка:
«Конечно, сильные игроки еще появятся на рынке и лидеры в ближайшие лет 10 будут меняться. В 2008 году могут появиться еще как минимум 4 серьезных игрока».

Сергей Бабичев, начальник управления факторинга КБ «Система»:
Серьезный интерес крупных российских и иностранных инвесторов к российскому рынку факторинга, бесспорно, приведет к появлению новых Факторов на рынке, в том числе крупных, амбициозных, исповедующих агрессивную политику выхода на рынок. Стратегические инвесторы, решаясь вкладывать деньги в факторинговый проект, безусловно, ставят перед менеджерами очень амбициозные задачи. И задача по вхождение в число ТОП-5/ТОП-10 как нельзя лучше подходит под это определение. Поэтому, безусловно, в среднесрочной перспективе в России появятся новые очень крупные и серьезные игроки на рынке факторинга. Нынешним лидерам рынка придется либо смириться с этим процессом, либо возглавить его, привлекая наиболее крупных инвесторов. По моим данным уже сейчас ряд крупных инвестиционных фондов проявляет серьезный интерес к рынку факторинга. Некоторые из них уже приступили к практическому воплощению своих интересов и амбиций«.

Что нужно банку или компании, чтобы выход на рынок факторинга был успешен?

Сергей Бабичев, начальник управления факторинга КБ «Система»:
«Для успешного выхода на рынок нужно, чтобы проект удовлетворял нескольким условиям. Первое — это четкое понимание целей выхода на рынок факторинга и выработка адекватной стратегии развития. Это важнейшее условие, без которого успех невозможен.

Второе необходимое условие — это выделение или привлечение соответствующего поставленным целям объема денежных ресурсов. Необходимо понять, что, не вложив ничего, невозможно построить за 3—4 года крупную эффективно работающую факторинговую компанию с портфелем, скажем, 500 миллионов долларов. Необходимо выделять финансовые ресурсы на развитие инфраструктуры компании, на привлечение квалифицированного персонала, на построение имиджа и проведение серьезной рекламной кампании. Инвесторы должны понимать, что при таких существенных затратах и достаточно коротких сроках инвестирования (3—4 года), основная прибыль ими будет получена за счет роста капитализации Компании. Поэтому для того, чтобы выход на рынок факторинга в нынешних российских условиях был успешен, необходимо сразу строить Компанию на принципах эффективности, прозрачности и публичности деятельности, а также инвестировать ресурсы в развитие технологий. Только так можно достичь того, что называется Успехом с Большой буквы.

И третье главное условие — привлечение действительно квалифицированных менеджеров. Кадры в этом бизнесе решают все. Большой ошибкой многих Факторов (эта тенденция, впрочем, свойственна не только рынку факторинга) является то, что они слепо переманивают друг у друга менеджеров, забывая при этом, что далеко не все из них могут действительно обеспечивать динамичное развитие бизнеса на новом месте, когда все действительно зависит от их квалификации. Поддержка уже готового факторингового бизнеса и построение нового бизнеса «с ноля» — совершенно разные задачи, и те кто, эффективно выполняют первую задачу, далеко не всегда способны справиться со второй».

Владимир Емельянов, начальник управления факторинговых операций МДМ-Банка:
«Очевидно, что для этого необходима профессиональная команда специалистов и серьезный инвестор, который готов вкладывать деньги в построение качественного бизнеса и всесторонне поддерживать его развитие в течение нескольких лет».

Источник: www.factorings.ru



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.



© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ