Факторинг аналитика, интервью

Антон Мусатов, председатель правления Ассоциации факторинговых компаний: Философия Фактора

В коммерческой сделке всегда доминирует одна из сторон – поставщик или покупатель. Факторинговая компания выступает третьей силой, благодаря которой сделка становится гармоничной и удобной для всех.

Динамика развития российского рынка факторинга (1,4 трлн. рублей оборота, или 2,5% ВВП России по итогам прошлого года) показывают, что в течение двух лет он способен удвоиться и сравняться по размеру с рынком США (77 млрд евро за 2012 год), а по доле в ВВП – с рынком Германии (5,8% за тот же период). Объем в 3,5 – 4 трлн рублей по итогам 2015 года только кажется слишком амбициозной целью. Прогноз может быть и более оптимистичным. Сбыться ему поможет консолидация усилий российских факторинговых компаний и банков по двум направлениям: первое – повышение безопасности для факторов; второе – популяризация факторинга как услуги.

Безопасность – это снижение рисков всех уровней, прежде всего, законодательных. Доступ факторов к государственным и муниципальным закупкам, международный факторинг и факторинг алкогольной продукции – далеко не полный перечень областей, где риски факторов слишком высоки.

Существенно снизить их могли бы совершенствование главы 43 Гражданского кодекса, специальное регулирование для факторинга в банках и в конечном счете разработка закона о факторинге. Еще один элемент безопасного рынка – единая и доступная инфраструктура минимизации рисков. Так, например, нами уже создана база данных по дебиторам, консолидирована арбитражная практика, а следующие шаги будут направлены на расширение доступности и функциональности инструментов обмена информацией между факторами.

Важность второго направления – популяризации факторинга – тоже очевидна. По данным нашей ассоциации, в 2012 году факторингом воспользовались 7300 компаний, то есть менее 0,2% от общего количества зарегистрированных в России коммерческих организаций. Рассказывать, объяснять, обучать, приближать факторинг к практике и стратегиям повышения эффективности российских компаний – это задача общая для всех факторов.

В свою очередь Ассоциация факторинговых компаний готова и должна стать площадкой для ее решения. Консолидация усилий в деле популяризации факторинга как услуги, совместное инвестирование в ее развитие будут способствовать не только росту портфелей факторинговых компаний, но и сохранению маржинальности бизнеса в целом.

Российский факторинг начинался, как говорится, с чистого листа. С оглядкой на мировой опыт рынок искал свою уникальную бизнес-модель. В отличие от Европы, в России в начале 2000-х полностью отсутствовала инфраструктура для проведения факторинговых операций. Рынку удалось не только развиться до внушительных размеров, но и заложить фундамент для построения правильной и понятной инфраструктуры взаимодействия между компаниями.

Факторинг – это не просто финансирование поставок с отсрочкой платежа, это целая система, набор услуг, которые позволяют наладить комфортные отношения между покупателем и поставщиком. Зачастую в коммерческой сделке доминирующую роль играет одна из сторон – поставщик или покупатель. Сильная сторона диктует удобные для нее условия – отсрочки платежа, формы договоров и оплаты. Фактор выступает третьей силой, благодаря которой сделка становится гармоничной и удобной для всех: покупатель получает необходимую отсрочку, продавец – все деньги сразу, а риски по сделке переходят к фактору вместе его гонораром.

Расширяя границы рынка факторинга в России, мы работаем на формирование культуры ведения бизнеса в стране, повышение финансовой грамотности предпринимателей. Посмотрите на рынки с высоким уровнем проникновения факторинга – они сформировали удобные правила игры. Например, в ритейле покупатель рассчитывается с поставщиком после того, как продукция реализована, а поставщики должны иметь равные конкурентные условия. Факторинг может стать одним из ведущих драйверов создания сильной и прозрачной экономики страны.

При этом сам российский факторинг растет уверенно, а показатели рынков других стран вдохновляют на взятие новых рубежей: оборот факторинга в Китае уже достиг 343 млрд евро (около 14,5 трлн рублей), доля факторинга в ВВП Великобритании составляет 15,9%.

Сегодня перед рынком факторинга открыты большие возможности для роста, но ими нужно суметь воспользоваться. Важно не упустить шанс и не потерять драгоценное время.

Ассоциация факторинговых компаний Антон Мусатов, председатель правления Ассоциации факторинговых компаний
Опубликовано: 20.05.2013 15:58



Факторингс.ру рекомендует


Для потребителей

Для специалистов

Для pr-служб

 

© 2007—2019 Factorings.ru - специализированный портал про факторинг.

  • Размещение рекламы

    • При использовании материалов гиперссылка на factorings.ru обязательна.