Кто и почему отказывается от факторинга?

18.03.2008 19:55

Factorings.ru рассказывает почему факторинговыми услугами в России пользуется менее 30% предприятий, для которых применение этого вида финансирования было бы эффективным.

Нехватка оборотных ресурсов в результате слишком большой дебиторской задолженности предприятия – сегодня не проблема. Стремительно развивающаяся организация теперь не должна приостанавливать процесс «завоевания» рынка из-за прозаичной нехватки свободных средств на закупку сырья и материалов для производства. Компания-фактор выкупает дебиторскую задолженность предприятия, давая ему тем самым возможность развиваться и привлекать новых клиентов.
Преимущества факторинга неоспоримы, что, казалось бы, должно обеспечить ему широкую популярность среди предпринимателей. Почему же аналитики констатируют, что факторинговыми услугами в России пользуется менее 30% предприятий, для которых применение этого вида финансирования было бы эффективным?

Что заставляет предпринимателей отказываться от использования факторинга?

Возможно, причина кроется в том, что факторинг появился на российском рынке не так давно и еще не успел завоевать достаточной популярности. Многие предприниматели и вовсе не знают о том, что такое факторинг и какие выгоды он способен им обеспечить. Другие не хотят доверять этому виду услуг и предпочитают банковский кредит, который кажется им более простым, понятным и удобным. Механизм выкупа дебиторской задолженности фактором кажется им непонятным. Отсутствие четких правил отображения операций с факторингом в бухгалтерском учете еще более запугивает потенциальных потребителей услуги.
Зарубежный опыт показывает, что факторинг востребован в странах с развитой экономикой. Поэтому можно сделать вывод, что деловые круги России плохо осведомлены об этой услуге, а точнее, плохо информируются о ней факторами. Развитие факторинга затормаживается законодательными барьерами, которые не позволяют оказывать факторинговые услуги небанковским учреждениям.  А российские банки, для которых факторинг – это скорей второстепенный вид услуг, не выделяют достаточно средств на его популяризацию.

В то же время, многие предприниматели, которые достаточно осведомлены в области факторинга и традиционного банковского кредитования, все-таки отдают предпочтение последнему. Почему так происходит?

Первая и наиболее значимая причина – высокая цена факторинга. Процент по кредиту значительно меньше цены факторинговых услуг. Тем не менее, выводы о нецелесообразности использования факторинга будут ошибочны. Во-первых, факторинг позволяет получить оплату за поставленные в кредит товары в предельно сжатые сроки. Организация немедленно получает в свое распоряжение оборотные средства и не теряет драгоценное время на оформление кредита в банке.  Во-вторых, фактор оказывает организации ряд сопутствующих услуг, за которые также предусмотрена определенная плата. Самая главная из этих услуг, не говоря уже об управлении дебиторской задолженностью предприятия, - это оценка платежеспособности дебитора. Благодаря фактору, фирма значительно уменьшает риск возникновения безнадежной дебиторской задолженности, даже в том случае, когда используется регрессный факторинг.
Несмотря на перечисленные достоинства факторинга, для некоторых фирм его использование является экономически неэффективным. Нет ничего удивительного, что этой услуги избегают фирмы, которые:
  • делают небольшую торговую наценку при продаже продукции – в этом случае использование факторинга приведет к тому, что продажи станут малорентабельными или даже убыточными;
  • заключают сделки на небольшую сумму – при этом фиксированные сборы факторинга за обработку документации в сумме с процентами за пользование кредитными ресурсами и страхование рисков составят слишком большую долю от выручки;
  • позволяют контрагентам отсрочить платеж на большой срок (более 90 дней) – учитывая, что по факторингу ежедневно начисляется плата в размере до 0,1 % стоимости сделки, в длительном периоде выгоднее будет использовать банковский кредит;
  • имеют достаточные оборотные средства для финансирования своей текущей деятельности даже при наличии большой дебиторской задолженности – эти компании вполне могут позволить себе подождать, пока покупатель сам рассчитается с ними.
Еще одна причина, по которой предприниматели отказываются от факторинговых услуг, - проведение ими теневых хозяйственных операций, которые не фиксируются в бухгалтерском учете либо фиксируются искаженно. А банки и факторинговые компании имеют дело лишь с легальным хозяйственным оборотом.
Культура предпринимательской деятельности в России еще недостаточно развита. Многие фирмы предпочитают работать по предоплате и отказываются предоставлять своим клиентам товарный кредит. А те, кто считает возможной отсрочку платежей за товар, зачастую не хотят пользоваться факторингом. Такие фирмы мало внимания уделяют управлению оборотными средствами, концентрируя свое внимание на сбытовой деятельности, а факторинг считают уделом тех, кто не может наладить эффективный менеджмент на предприятии.

Недовольство покупателей

Даже если фирма-поставщик принимает решение воспользоваться факторингом для восполнения нехватки в оборотных средствах, это еще не значит, что факторинговая сделка состоится. Одним из значимых препятствий для факторинга может стать неприятие его покупателем. Прежде чем выкупить дебиторскую задолженность, фактор должен проверить финансовое состояние дебитора, оценить его платежеспособность. Для этого обычно изучается его финансовая отчетность, которую предприниматели предоставляют неохотно. Кроме того, покупателю проще иметь дело непосредственно с поставщиком, который кажется ему менее грозным оппонентом в случае возникновения финансовых затруднений. В определенной ситуации производитель или перекупщик согласится продлить коммерческий кредит, боясь потерять  клиента. Банк же не станет церемониться с неплательщиком, и по истечении срока платежа будет применять доступные ему меры давления для взимания долга.

Преграды со стороны компании-фактора

Не только предприниматели и покупатели могут бойкотировать факторинговую сделку. Банки-факторы тоже берутся работать далеко не с каждым клиентом. Банки, конечно же, предпочитают оказывать услугу регрессного факторинга, чтобы иметь право потребовать с клиента выплаченную ранее сумму обратно, если дебитор окажется неплатежеспособным. Вполне понятно также стремление банков увеличить плату за безрегрессный факторинг, который предусматривает более высокий уровень риска. Предприятия в этих условиях не всегда оказываются удовлетворенными соотношением цены и рисков, которые берет на себя фактор.

Фактор также устанавливает ограничения на объем сделок и период отсрочки – он не работает с небольшими суммами и длительными промежутками времени. Компании-факторы не обслуживают дебиторскую задолженность бюджетных организаций и физических лиц, отказываются работать с некоторыми видами предприятий.

Преград для использования факторинга довольно много, как со стороны предприятия-поставщика, так и со стороны покупателей и компании-фактора. Главное – не бросаться в крайности: не считать факторинг универсальным способом получения кредита и не отказываться от него, не обдумав все его преимущества для быстроразвивающейся компании.

Источник: www.factorings.ru



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.



© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ