Факторинг как бизнес-трамплин
Что такое факторинг, почему он так популярен среди российских компаний и как использовать его наиболее эффективно – рассказывает Сергей Королев, Заместитель Председателя Правления АО КБ "ФорБанк".
Российский бизнес все чаще приходит к факторинговым сделкам в финансовых отношениях между поставщиком и покупателем. Это решение выгодно всем участникам сотрудничества: поставщик получает отлаженные взаимоотношения с покупателем без риска оказаться в ситуации нехватки оборотных средств, а покупатель – желаемые условия по приобретению товаров. Что такое факторинг, почему он так популярен среди российских компаний и как использовать его наиболее эффективно – рассказывает Сергей Королев, Заместитель Председателя Правления АО КБ "ФорБанк".
Еще один помощник малого бизнеса
Факторинг – это финансовый продукт для юридических лиц, позволяющий получить своевременное финансирование за отгруженный товар путем уступки дебиторской задолженности третьему лицу – Фактору. К числу услуг факторинга относится финансирование, учет и управление дебиторской задолженностью.
Финансовые вопросы актуальны для компании на каждом этапе развития. Проблема своевременного пополнения оборотного капитала хорошо известна представителям малого и среднего бизнеса. Особенно остро она ощущается компаниями, которые отгружают продукцию на условиях отсрочки платежа. Когда не хватает собственных средств для обеспечения растущих продаж, удовлетворения спроса со стороны действующих и новых покупателей. Одновременно возникает необходимость оценки новых покупателей, и работа с дебиторской задолженностью. Здесь на помощь и приходит факторинг.
По данным Ассоциации факторинговых компаний, в России в 2018 году объем выплаченного факторингового финансирования составил 2,6 трлн руб., что на 44% выше показателей 2017 года. Совокупный факторинговый портфель всех факторинговых компаний вырос на 40% и составил 610 млрд руб., количество компаний-поставщиков, использующих факторинг – на 18% (6,4 тыс.), а количество профинансированных поставок – на 11% (более 11,1 млн). При этом, количество дебиторов составило 8,75 тысяч компаний.
Взаимовыгодная сделка
В факторинге участвуют три стороны: поставщик товара, покупатель (дебитор) и фактор (Банк). Факторинг работает по простой и прозрачной схеме и проходит в 4 основных этапа:
1) Поставщик отгружает продукцию с отсрочкой платежа
2) Уступает Банку право требования дебиторской задолженности
3) Получает от Банка финансирование (до 90% от суммы поставки)
4) После истечения отсрочки покупатель переводит оплату напрямую в банк
В результате поставщик решает свою задачу по своевременному финансированию поставок, покупатель получает удобные условия оплаты за приобретаемый товар, а Банк – комиссию за факторинговое обслуживание.
Преимущества факторинга
Сегодня владельцы малого бизнеса приходят к пониманию: дебиторская задолженность – это актив, который можно превратить в деньги. Опираясь на потребности клиентов и опыт работы в факторинге, мы создали выгодные условия для получения факторинга, среди которых – предварительное решение по ИНН ваших покупателей, финансирование до 90% от размера накладной, сокращенный список документов, индивидуальные тарифы обслуживания, учитывающие качество дебиторов, размер финансирования и срок отсрочки, простой документооборот, а также система онлайн отчетов 24/7.
Секреты грамотного использования
По своему опыту могу сказать, что в первую очередь факторинг интересен компаниям, которые регулярно осуществляют отгрузки с отсрочкой платежа. В разовых сделках факторинг неэффективный продукт. В нашем банке мы работаем с отсрочками до 120 дней.
Факторинг можно рассматривать как дополнительное финансирование бизнеса или альтернатива кредиту. При этом необходимые средства можно получить в сжатые сроки, без залога и затрат на его оформление, что является большим плюсом.
В каких еще случаях использование факторинга оправдано для поставщика?
Если поставщик желает получить конкурентное преимущество в виде предоставления отсрочки платежа и привлечь новых покупателей.
Можно использовать факторинг для увеличения отгрузок и роста объемов продаж.
Кроме того, целесообразно задуматься о факторинге, если поставщик вынужден отказываться от крупных заказов и крупных клиентов из-за условия отсрочки платежа.
Если компании не хватает оборотных средств или вы постоянно заняты поиском решений по ликвидации кассовых разрывов, факторинг - идеальный помощник.
Источник: АО КБ "ФорБанк"