Государство и факторинг - дружат ли они?
К факторинговому финансированию в России со стороны государства сложилось лояльное отношение. Действующие законодательные акты не только не запрещают финансирование под уступку права требования, но даже стимулируют его получение.
К сервисам и продуктам для бизнеса – особенно финансовым – российские предприниматели относятся консервативно. Как правило, наибольшим доверием пользуются услуги, которые испытаны годами, регулируются на государственном уровне, включены в различные программы поддержки и инициативы правительства. Так у бизнеса больше гарантий, что при любых сложившихся обстоятельствах он будет защищен.
Хотя факторинг сравнительно молодой для нашей страны финансовый продукт, он четко регламентируется законодательством: в ГК РФ есть отдельная глава, посвященная финансированию под уступку права требования. Более того, в качестве антикризисной или стимулирующей меры факторинговое финансирование часто упоминается в различных планах развития, составляемых государственными органами.
Законодательное регулирование факторинга в России
Финансирование под уступку права требования в России появилось не вчера, его история насчитывает уже более 20 лет. Однако до недавних пор факторинг был доступен только крупному бизнесу – торговым сетям, производственным предприятиям, строительным и промышленным корпорациям. Среди небольших компаний такое финансирование стало популярно с развитием цифровизации, когда получение заемных средств под продажу «дебиторки» стало быстрым и простым.
Разумеется, за два десятилетия в законодательство были внесены разделы, регулирующие деятельность в области факторинга:
- Глава 24 Гражданского кодекса РФ описывает, как происходит переход права требования. Это общие правила для цессии – уступки любого права, денежного или неденежного, при этом не имеет значения, сопровождается такая уступка получением финансирования или нет.
- Глава 43 Гражданского кодекса РФ более конкретная и посвящена исключительно такой разновидности цессии, как факторинг (получение финансирования под уступку денежного требования). Здесь четко обозначены моменты, которые касаются факторинга – суть сделки, ее стороны, права и ответственность участников и т.д.
Важный момент из главы 43 ГК РФ: «Уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником либо между клиентом и лицом, уступившим ему право требования, существует соглашение о ее запрете или ограничении».
Факторинг – мера поддержки МСБ
К факторинговому финансированию в России со стороны государства сложилось лояльное отношение. Действующие законодательные акты не только не запрещают финансирование под уступку права требования, но даже стимулируют его получение.
Всего несколько примеров:
- В паспорте Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (начало реализации – 2019 г.) одной из задач названо «обеспечение распространения на поставщиков механизма факторинга».
- Директива Правительства РФ #4111-П13 от 8 мая 2019 г. предписывает расширение практики использования факторинга при исполнении договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).
- В Письме # СЖ-12/5601 от 05.06.2019 г. Корпорация МСП рекомендовала органам исполнительной власти организовать взаимодействие с крупнейшими региональными заказчиками по внесению в их Положения о закупках изменений, предусматривающих применение механизма факторинга.
- В рамках заседания рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Энергетика» 7 февраля 2020 года стимулирование факторингового финансирования по энергосервисным договорам было названо в числе первоочередных задач по улучшению сферы энергосбережения.
Этими примерами государственное стимулирование факторинга, разумеется, не исчерпывается, однако уже по ним можно сделать выводы, насколько перспективным считается финансирование под уступку права требования, в особенности в сфере МСП.
Использование факторинга в закупках по 223-ФЗ
Долгое время факторинг в торгах не использовался – действовал прямой запрет на уступку денежных требований по контрактам в рамках 223-ФЗ. А значит, поставщики и подрядчики, выигравшие тендер и исполнившие контракт, были вынуждены дожидаться даты платежа от заказчика – уступить факторинговой компании дебиторскую задолженность и получить оплату досрочно было невозможно.
Такая ситуация снижала конкуренцию в закупках – многие компании не участвовали в торгах, так как их объемы бизнеса не позволяли предоставить заказчику длительную отсрочку платежа.
1 июня 2018 года запрет был снят, тем самым законодательно было разрешено использование факторинга в закупках компаний с госучастием:
- если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права, за исключением требований по денежному обязательству (новая редакция п. 7 ст. 448 ГК РФ);
- обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично. В случае применения факторинга происходит смена не стороны договора, а реквизитов оплаты.
Компании с госучастием, работающие в рамках 223-ФЗ, сегодня активно используют инструменты факторинга в закупках – это обеспечивает бесперебойность исполнения контрактов, дает возможность стимулировать и поощрять добросовестных контрагентов, расширять число заявок на торгах за счет предприятий МСП, которые не готовы работать с отсрочкой платежа.
Использование факторинга в закупках по 44-ФЗ
Если говорить про контракты, заключенные в рамках 44-ФЗ, то здесь ситуация сложнее. С одной стороны, согласно ГК РФ, кредитор (поставщик или подрядчик) имеет полное право уступать право денежного требования по любому контракту другому кредитору (факторинговой компании) без согласования с должником (заказчиком) и получать финансирование. Это прямо следует из главы 43 Гражданского кодекса.
С другой стороны, Минфин считает уступку денежных прав по государственным и муниципальным контрактам угрозой для бюджетного регулирования, что декларирует в своих официальных письмах
Позиция Минфина была признана Верховным Судом РФ не соответствующей действующему бюджетному, гражданскому законодательству и законодательству о контрактной системе (Решение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. # АКПИ19-112). Факт издания Минфином России новых писем с аналогичным содержанием не может отменять позиции Верховного Суда РФ и не может подменять собой действующее законодательство Российской Федерации, которое допускает применение факторинга в государственных и муниципальных закупках.
Заметим, что эти затруднения не распространяются на энергосервисные контракты, которые также заключаются в рамках 44-ФЗ – такие договоры активно финансируются факторинговыми компаниями. Дело в том, что Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора» прямо указывает на необходимость «условия о допустимости полной или частичной уступки права требования оплаты по контракту исполнителем в случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации».
Использование факторинга в закупках по 615-ПП
Факторинг активно используется в закупках фондов капремонта – это дает возможность вовремя заканчивать плановые работы, обеспечивать качество исполнения контрактов поставщиками и подрядчиками, вести эффективную деятельность в условиях недостаточности финансовых ресурсов, проблем с собираемостью платежей.
На государственном уровне финансирование контрактов, заключенных в рамках Постановления 615-ПП, обеспечено полной поддержкой. Во многих правительственных указаниях, планах развития и прочих документах прямо указывается не только на допустимость, но и на желательность развития факторинговых механизмов в сфере капремонта.
Так, 21 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства 2202 об изменениях в предоставлении финансовой поддержки фондов капремонта. В частности, государство теперь выделяет субсидии на возмещение комиссии и агентских платежей, уплаченных по договору факторингового финансирования замены лифтового оборудования. Также упрощен механизм получения таких субсидий – сокращен срок рассмотрения заявок, исключены требования к возрасту дома, наличию общедомовых приборов учета и об отсутствии заимствования финансирования работ по капитальному ремонту за счет других домов, в число получателей субсидий включены региональные операторы капремонта и т.д.
Другие инициативы
Удобство использования факторинговых механизмов в закупках оценили во многих отраслях, в особенности там, где обеспеченность заемными средствами довольно низкая, непривлекательных для традиционного банковского кредитования. Вследствие этого недостаток доступных инструментов привлечения денег становится системной проблемой.
В последнее время все чаще появляются правительственные инициативы и проекты, которые призваны помочь развитию факторинга в таких сферах. Например, в 2020 году Минкомсвязь и ВЭБ.РФ разработали проект мер поддержки IT-отрасли. В частности, государству было предложено субсидировать 90% ключевой ставки по кредитам для покупателей отечественной IT-продукции и ввести механизм факторинга для IT-компаний со сроком финансирования до 1 года.
Источник: ГетФинанс