Как развивается факторинг для малого бизнеса

26.04.2021 18:13
Компании в материале: Лемон Онлайн 

Факторинг может стать драйвером развития МСП, поскольку это более простой инструмент, чем кредиты: он не требует залогов, и факторы повсеместно внедрили удаленную подачу заявок. Основная проблема, на которую обращают внимание и сами игроки рынка, и независимые эксперты, — низкая информированность предпринимателей о возможностях факторинга.

Расширение программ поддержки и цифровизация открывают перед факторингом для МСП перспективы его доступности и ускорения роста при высоком качестве портфелей для факторов.

Факторинговый рынок прирастает уже нескольких лет. В 2020 году результаты превзошли даже показатели допандемийного 2019 года. По оценкам НКР и Ассоциации факторинговых компаний (АФК), объем выплаченного факторингового финансирования в 2020 году увеличился на 24% по сравнению с 2019-м, превысив 3,8 трлн рублей, а общий портфель компаний вырос на 37%, до рекордных 1,1 трлн рублей.

Факторинговый портфель, как и объемы выдач, растет заметно быстрее, чем, например, сегмент банковского кредитования МСП. Так, портфель банковских займов МСП за прошлый год увеличился на 22% (до 5,8 трлн рублей), но произошло это в первую очередь за счет массовых программ реструктуризации существующих кредитов. Согласно данным ЦБ, за период с 20 марта по конец 2020 года банки реструктурировали ссудную задолженность компаний МСП на общую сумму не менее 854 млрд рублей. Объемы же предоставления новых кредитов сократились за год на 2,2%, до 7,6 трлн рублей.

С одной стороны, такие темпы роста факторинга обусловлены эффектом низкой базы, с другой — в том числе и выходом на рынок новых игроков, которые приводят за собой новых клиентов. В прошлом году на фоне пандемии резко обострилась проблема роста отсрочки платежей: в среднем по рынку она увеличились на 30 дней. И если на крупных компаниях, не испытывающих проблем с ликвидностью, это сказалось не очень заметно (у них были другие проблемы), то для малого бизнеса необходимость закрывать кассовые разрывы стала вопросом выживания. «Ускорение роста факторингового рынка во многом было обусловлено наблюдаемым удлинением сроков оплаты поставщикам из-за сокращения выручки и аналогичных задержек платежей со стороны дебиторов», — подтвердили в НКР. В агентстве отметили, что кредиторская задолженность в прошлом году увеличилась на 11,5 трлн рублей (22%) по сравнению с 2019 годом, дебиторская — на 10,7 трлн рублей (21%).

Факторинг может стать драйвером развития МСП, поскольку это более простой инструмент, чем кредиты: он не требует залогов, и факторы повсеместно внедрили удаленную подачу заявок. Основная проблема, на которую обращают внимание и сами игроки рынка, и независимые эксперты, — низкая информированность предпринимателей о возможностях факторинга.

Кроме того, многие из тех малых компаний, которые пытались воспользоваться этим инструментом, получили отказ от крупных игроков рынка, так как им «неинтересно» работать с бизнесом такого масштаба. Весь российский рынок факторинга сегодня — это лишь около 6 тыс. клиентов, относящихся к сегменту МСП. Чтобы лучше понимать масштабы применения факторинга в России, приведем такую статистику: в Едином реестре субъектов МСП по состоянию на начало марта зарегистрировано свыше 5,7 млн предприятий. Почти 5,5 млн из них — это микрокомпании (3,3 млн — ИП и около 2,2 млн — юрлица). Даже если не учитывать ИП, получается, что факторинговое финансирование сегодня использует не более четверти процента всего российского бизнеса. По данным АФК, количество активных клиентов факторинговых компаний на конец прошлого года превышало 9,3 тыс. Однако доля субъектов МСП в клиентской базе рынка составляет 61%.

Но если проблему с информированностью постепенно удается решать (за прошлый год число активных клиентов факторинга выросло на 13%, а в сегменте МСП оно удвоилось), то гораздо сложнее справиться с нежеланием банков, которые и являются крупнейшими факторами, работать с малым бизнесом. Тем не менее существуют механизмы, позволяющие если не изменить политику крупных игроков по отношению к малому бизнесу, то «подтянуть» самих клиентов до уровня соответствия их требованиям.

Здесь можно привести в пример МФО, которые для многих розничных клиентов являются своеобразным трамплином на пути к банковскому кредитованию. МФО помогают клиентам-новичкам, которые пока неинтересны банкам в силу различных причин, начать пользоваться кредитными продуктами, наработать кредитную историю. Фактически МФО «выращивают» клиентов для банков.

«Часто предприниматели думают, что факторинг — не для них. А более половины клиентов, которые к нам обращаются, не до конца представляют все возможности факторинга», — отметил Леонид Корнилов, управляющий партнер финтех-группы «Финбридж» (бренды «Деньги сразу», Lemon.online). Эксперт подчеркнул, что компания в этой связи сознательно пошла на изменение своей бизнес-модели: «Мы "доращиваем" до банковского уровня тех клиентов, которые пока имеют мало шансов на привлечение финансирования от банков. МСП получают помощь в администрировании дебиторской задолженности, консультации по управлению финансами предприятия, инструменты для цифровой трансформации бизнеса».

В базовом сценарии «Эксперт РА» указывается, что объем выданных банковских кредитов субъектам МСП в 2021 году будет находиться примерно на уровне 2020-го и составит около 7,6 трлн рублей. Отметим, что этот прогноз учитывает сохранение некоторых мер государственной поддержки кредитования МСБ. В отличие от банковского кредитования, объемы факторингового финансирования продолжат увеличиваться двузначными темпами.

Так, базовый сценарий от агентства НКР подразумевает рост рынка факторинга по итогам этого года, хотя и с некоторым замедлением его темпов: прирост выплаченного финансирования в 2021 году прогнозируется на уровне 17–20%. Совокупный факторинговый портфель в этом году может увеличиться на четверть и впервые преодолеть отметку в 1,3 трлн рублей. «Многие компании в прошлом году сумели оценить преимущества факторинга и вряд ли откажутся от данного вида финансирования. Подспорьем рынку станут дальнейшее увеличение среднего размера и срока поставки, ускорение цифровизации бизнеса и рост проникновения в сегмент МСБ», — отметили в НКР.

Аналитический центр «БизнесДром» ожидает более высоких темпов прироста именно в сегменте факторинга для МСП (объемы финансирования — на 22–25%, совокупный факторинговый портфель в сегменте МСП — на 26–29%).

Источник: Банковское обозрение Павел Самиев



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.



© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ