Факторинг как продукт для финансирования оборотного капитала МСП

23.06.2021 10:15
Компании в материале: Лемон Онлайн 

Факторинг позволяет МСП при грамотном использовании кратно наращивать объемы деятельности в течение даже одного календарного года. Однако есть трудности, препятствующие росту и доступности этого способа финансирования, в их числе — низкое информирование и отсутствие госпрограмм.

Факторинг позволяет МСП при грамотном использовании кратно наращивать объемы деятельности в течение даже одного календарного года. Однако есть трудности, препятствующие росту и доступности этого способа финансирования, в их числе — низкое информирование и отсутствие госпрограмм.

Факторинговый портфель МСП, как и объемы выдач, растет быстрее, чем кредитование МСП. Общий портфель факторинговых компаний в 2020 году превысил 1,1 трлн рублей (прирост 37%). Для сравнения: портфель банковских займов МСП за прошлый год вырос на 22% (до 5,8 трлн рублей). Однако это произошло за счет льготных программ, реструктуризации существующих кредитов.

Темпы роста рынка факторинга обусловлены «эффектом низкой базы», в том числе выходом на рынок новых игроков, «притягивающих» новых клиентов. В прошлом году, на фоне пандемии, резко обострилась проблема с ростом отсрочки платежей: в среднем по рынку они увеличились на 30 дней. Для малого бизнеса необходимость закрывать кассовые разрывы стала вопросом выживания. Меры поддержки были скорее «социальными», направленными на сохранение рабочих мест. Точно так же и «кредитные каникулы», и банковские программы реструктуризации кредитов позволили поддержать малый бизнес на плаву, но о развитии речь не шла.

Факторинг — простой инструмент: он не требует залогов, факторы повсеместно внедрили практику удаленной подачи заявок, поэтому он может стать драйвером развития МСП. Основная проблема состоит в низкой информированности предпринимателей о возможностях факторинга. «Часто предприниматели думают, что факторинг не для них. А более половины клиентов, которые к нам обращаются, не до конца представляют все возможности факторинга», — рассказал Леонид Корнилов, управляющий партнер финтех-группы «Финбридж» (бренды «Деньги сразу», Lemon.online).

Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network, отметил, что «низкая информативность действительно была всегда одной из основных причин [медленного развития факторинга], в то же время не называл бы ее главной. В предыдущие годы для развития факторинга также была проблема отсутствия у контрагентов электронного документооборота, иррациональное нежелание средних и крупных покупателей менять схему работы и переходить на факторинг со своими поставщиками, а также традиционная популярность финансирования кассовых разрывов за счет банковского краткосрочного кредитования, что, на наш взгляд, неудобно и несет в себе существенные операционные риски и риски ликвидности. За последний год по этим направлениям происходят позитивные “тектонические” сдвиги. Также набрала значительный ход кампания по популяризации факторинга, в том числе со стороны государственных институтов развития МСП и Банка России».

Проблему с информированностью предпринимателей отчасти удается решать — за прошлый год число активных клиентов факторинга выросло на 13%, а в сегменте МСП оно удвоилось — гораздо сложнее справиться с нежеланием банков, которые и являются крупнейшими факторами, работать с малым бизнесом. «Преимущества факторинга — в том, что компания-поставщик сразу получает средства от фактора, не дожидаясь пока ее продукция будет реализована продавцом. Это существенно повышает оборачиваемость средств и прибыльность бизнеса. Кроме того, решения по факторингу принимается гораздо быстрее, чем по кредиту, проще пакет документов, обычно условно бессрочные договоры факторинга позволяют заемщикам многократно обращаться к данному инструменту. МСП о нем информированы, но далеко не всем из них этот инструмент доступен. Дело в том, что факторинговые компании охотно работают по договорам поставок топ-100 дебиторов, по-прежнему остаются недофинансированы операции небольших поставщиков с дебиторами вне топ-100, так как факторам трудно оценить риски по таким сделкам. Неизбежно рынок будет двигаться в сторону освоения этой ниши. Московский гарантийный фонд в этой части предлагает хорошее решение — закрывает поручительством до 70% риска неисполнения условий платежа по сделке, однако продукт остается в пилотной стадии, пока сами факторинговые компании не спешат включать фонд в свои схемы», — отметил Антон Купринов, исполнительный директор Московского гарантийного фонда.

Алексей Примаченко также считает, что государственная системная поддержка отрасли может быть очень полезна. Эффективными инструментами могли бы стать субсидирование ставок по факторингу для МСП, прямые гарантии Корпорации МСП факторинговым компаниям для расширения возможностей привлечения дешевых длинных денег для фондирования факторинговых операций, упрощение механизмов предоставления долгосрочных кредитов от МСП банка в адрес факторинговых компаний, упрощение механизмов выхода факторинговых компаний на биржу для размещения облигационных займов, доработка Закона 223-ФЗ в части регламентации и упрощения процедур уступки денежных требований факторам.

В базовом сценарии агентства «Эксперт РА» указано, что объем выданных банковских кредитов субъектам МСП в 2021 году будет находиться примерно на уровне 2020-го и составит около 7,6 трлн рублей. В отличие от банковского кредитования объемы факторингового финансирования продолжат увеличиваться. Например, базовый сценарий от агентства НКР подразумевает прирост выплаченного финансирования в 2021 году на уровне 17–20%. Совокупный факторинговый портфель в этом году может увеличиться на четверть и превысить 1,3 трлн рублей. «Многие компании в прошлом году сумели оценить преимущества факторинга и вряд ли откажутся от данного вида финансирования. Подспорьем рынку станут дальнейшее увеличение среднего размера и срока поставки, ускорение цифровизации бизнеса и рост проникновения в сегмент МСБ», — отметили в НКР.

Аналитический центр «БизнесДром» ожидает более высоких темпов прироста именно в сегменте факторинга для МСП (объемы финансирования — на 22–25%, совокупного факторингового портфеля в сегменте МСП — на 26–29%). Сейчас можно отметить бурный рост факторинга в сегменте e-commerce marketplace. Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network, уверен, что в будущем, с учетом цифровизации, популяризации факторинга, наличия ряда удобных децентрализованных цифровых факторинговых платформ, а также внедрения целой линейки новых факторинговых продуктов и направлений, «факторабельной» способна стать практически любая отрасль, даже та, которая сейчас пока не существует или только начинает развиваться.

Источник: Банковское обозрение Павел Самиев



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.



© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ