Фактор реверса: все только начинается

29.09.2010 16:22
Компании в материале: Совкомбанк Факторинг  МСП Факторинг  Лайф Факторинг  ЮниКредит Банк  Русская Факторинговая Компания 

Могут ли поставщик и покупатель поменяться местами? Могут, если речь идет о реверсивном факторинге, когда желание привлечь финансирование исходит не от поставщика, а от дебитора. В России, в отличие от многих других стран, такие сделки пока не получили широкого распространения, но интерес к ним со стороны бизнеса может возникнуть уже в ближайшее время.

Могут ли поставщик и покупатель поменяться местами? Могут, если речь идет о реверсивном факторинге, когда желание привлечь финансирование исходит не от поставщика, а от дебитора. В России, в отличие от многих других стран, такие сделки пока не получили широкого распространения, но интерес к ним со стороны бизнеса может возникнуть уже в ближайшее время.

От чего зависит объем продаж любого производителя товаров или поставщика услуг? Разумеется, от платежеспособного спроса, расширить который позволяет предоставление клиентам товарного кредита, или отсрочки платежа. Одним из наиболее эффективных способов избежать в такой ситуации дефицита оборотного капитала, одновременно переложив заботы об управлении дебиторской задолженностью на сторонних специалистов, является классический факторинг (по данным «Эксперт РА», 87% рынка факторинга приходится на внутренний факторинг с регрессом, когда предприятие-поставщик несет риск неуплаты дебитором стоимости поставки). Но что делать в ситуации, когда покупателю не удается договориться об отсрочке платежа, если поставщик является лидером рынка либо предлагает эксклюзивную продукцию (спрос превышает предложение)? Или, ведя переговоры с поставщиком, дебитор понимает: предлагаемые условия товарного кредита ему не потянуть, да и лимит недостаточен? В данной ситуации можно воспользоваться реверсивным факторингом.

За исключением того, что инициатором заключения договора выступает покупатель, а не продавец (риски и оплата финансирования остаются на плечах дебитора), схема финансирования реализуется по принципу классического факторинга.

Не заладилось…

Казалось бы, реверсивный факторинг – удобный инструмент финансирования бизнеса, но почему-то на российском рынке с ним не заладилось. Как, впрочем, до сих пор не заладилось и с малым бизнесом — реверсивный факторинг имеет широкое распространение на рынках с высоким уровнем развития этой категории хозяйствующих субъектов. Так, если в развитых странах предприятия малого бизнеса генерируют до 70% ВВП, то в России — чуть более 20%. «Можно сказать, что confirming, или закупочный факторинг, стал своего рода брендом, который застолбила за собой Испания. Но реверсивный факторинг распространен и в других странах мира — там, где есть критическая масса малых и средних компаний-поставщиков, работающих с дебиторами-гигантами. Этот инструмент финансирования реально полезен обеим сторонам торговой операции и за рубежом развивается очень динамично. Так происходит в США, Великобритании, странах Южной Европы. Так будет происходить и в России, коль скоро малые и средние предприятия получат возможность заключать договоры поставки с крупными дебиторами», — говорит Дмитрий Шевченко, исполнительный директор российской Ассоциации факторинговых компаний. Есть и целый ряд других причин, мешающих развитию реверсивного факторинга в России. Наиболее серьезная из них носит законодательный характер. Нормы, регулирующие данный механизм с точки зрения защиты имущественных и финансовых интересов участников сделки, остаются непроработанными. Осуществление факторинговых операций регулируется лишь 43 главой Гражданского кодекса РФ «Финансирование под уступку денежного требования», касающейся в основном механизма классического факторинга. Чтобы не оказаться за рамками правого поля, участники рынка вынуждены соблюдать данные нормы.

Недаром в одной из статей, посвященных факторингу, Сергей Бабичев, партнер компании Factoring Business Solutions, вспоминал: «При разработке первой в России схемы реверсивного факторинга еще в 2004 году я столкнулся с проблемами юридического характера, которые до сих пор не решены. Оказалось, что российское гражданское законодательство практически не позволяет оказывать факторинговые услуги в том виде, в котором данные продукты великолепно зарекомендовали себя на Западе, в том числе международный и реверсивный факторинг».

Кроме того, внедрение такого продукта, как реверсивный факторинг, требует от факторов и определенных маркетинговых усилий, и немалых вложений в инфраструктуру по части риск-менеджмента, IT, и т. д. Не все могут себе это позволить.

Узкий круг игроков

Итак, предлагать клиентам реверсивный факторинг могут только компании и банки, обладающие значительным опытом работы и необходимыми технологиями. По оценкам Ассоциации факторинговых компаний, сегодня таких игроков на российском рынке — не более четырех-пяти, а говорить о сколь-либо впечатляющих результатах не приходится. Не может ими похвастаться даже лидер рынка — «Промсвязьбанк» (первое место в рэнкинге «Эксперт РА» по объему уступленных фактору требований, 122 млрд рублей в 2009 году), хотя первая сделка вполне может появиться в портфеле банка уже в этом году. «Дальше всех продвинулся пионер рынка — банк „Национальная факторинговая компания“ (НФК), — говорит Дмитрий Шевченко. — В конце прошлого года этот член АФК вышел на рынок с продуктом „Закупочный факторинг“, который предполагает факторинговое финансирование поставщиков торговых сетей по схеме, известной как confirming. Этот продукт еще „выстрелит“, но пока, на фоне кризиса, о больших оборотах говорить рано».

«В классическом виде реверсивный факторинг предполагает тесную кооперацию с собственно крупным дебитором. То есть не простое установление лимита на большую федеральную торговую сеть с предложением специальных условий для ее поставщиков, а совместную работу по определению, кто и на каких условиях переводится на факторинг, помощь банку в переводе поставщиков на факторинг и т. д. Примеров такой кооперации я не знаю», — говорит Константин Овчаров, начальник управления факторинга «ЮниКредит Банка».

«Основная задача, которую решает клиент, обращаясь за реверсивным факторингом, — привлечение финансирования на закупку продукции, когда компания не может получить отсрочку платежа. Сегодня на рынке нет игроков, действительно способных полностью решить эту потребность клиента, — не менее категоричен Александр Федоров, заместитель генерального директора факторинговой компании „Лайф“. — Существующие на рынке продукты нельзя отнести к полноценному реверсивному факторингу, они либо позволяют получить только часть необходимого финансирования, либо слишком сложны в использовании и влекут за собой дополнительные риски».

Вместо реверса

Однако посыпать голову пеплом тоже не стоит: если нет возможности договориться с поставщиком об отсрочке платежа, смысл обратиться в факторинговую компанию все же есть. Как подчеркивает Александр Федоров, совместная работа поставщика, дебитора и фактора может увенчаться успехом.

Один из возможных вариантов, рассказывает эксперт, заключение трехстороннего договора факторинга, по которому фактору уступается дебиторская задолженность поставщика. Для этого клиенту (дебитору) все же придется договориться с поставщиком о предоставлении отсрочки платежа и подписании трехстороннего договора с фактором. Такой вариант больше напоминает обыкновенный факторинг, но с более сложной схемой реализации. При этом остается нерешенным вопрос с уплатой комиссии: поставщик отказывается платить за услугу, поскольку инициатором всего процесса является покупатель. Здесь в дело вступают правовые ограничения, поскольку де-факто получателем финансирования является продавец и у покупателя нет законных оснований оплачивать эту услугу. Другой вариант финансирования покупателя — получить в уступку будущие права требования, которые возникнут у клиента, когда тот продаст приобретенную продукцию уже своим покупателям.

В такой схеме возникает дополнительный документооборот в форме предварительных заказов. Необходимо изменять договор — так, чтобы он гарантировал последующую покупку продукции. Такой вариант реализации реверсивного факторинга не предполагает дополнительного взаимодействия с поставщиком, но все же сложен в реализации. Для фактора он является наиболее рискованным, что отражается в невозможности последнего полностью удовлетворить потребности клиента в размере финансирования.

Единства нет

Надо сказать, что единства относительно терминологии — что понимать под «реверсивным» и «закупочным» факторингом — нет даже среди самих факторов. Считать ли реверсивный и закупочный разными видами факторинга или закупочный — разновидностью  реверсивного, каждый из игроков решает для себя сам. Пожалуй, пристальнее других присмотрелись к терминам специалисты НФК, и настаивают: между реверсивным и закупочным факторингом разница есть. «С появлением закупочного факторинга как массового продукта российский рынок факторинговых услуг открывает новый важный сегмент, составляющий существенную долю на развитых рынках, — подчеркивают в НФК. — Данный элемент факторинговой продуктовой линейки станет инструментом построения партнерских отношений покупателей, сетевых ритейлеров и фактора, направленных на создание эффективной системы закупки товаров на условиях отсрочки платежа». Это системное решение призвано сбалансировать интересы крупного покупателя, преследующего цель получить длительную отсрочку без дополнительных затрат и обязательств, и поставщиков, желающих в максимально короткие сроки получить деньги за отгруженный товар. Отличительными особенностями продукта являются: размер финансирования (при классическом факторинге сумма аванса составляет до 90% от суммы поставки, при закупочном — 100%); документооборот осуществляется исключительно через электронную систему, что существенно ускоряет процесс обслуживания и снижает издержки сторон; упрощенная процедура принятия поставщика на обслуживание, поскольку покупатель сам подтверждает фактору действительность уступленного фактору обеспечения.

Последнее, кстати, удешевляет стоимость финансирования для поставщиков, поскольку рисков, связанных с некачественным обеспечением, при данной схеме сотрудничества существенно меньше.

Кроме того, добавленной стоимостью продукта «закупочный факторинг» является то, что НФК обязуется вести информационное сопровождение покупателя и его поставщика по состоянию оплаты поставок в режиме реального времени. Первыми клиентами, воспользовавшимися закупочным факторингом в НФК, стали крупная сеть в Волго-Вятском регионе и ее поставщики. На текущий момент за плечами фактора — реализованные сделки по четырем дебиторам с 18-тью поставщиками (портфель по непогашенному финансированию составляет 160 млн рублей, по непогашенному поручительству — 65 млн рублей, или 4–5% от всего портфеля компании). «Продукт „закупочный факторинг“ призван стать мостом между двумя берегами — большими покупателями и их поставщиками. Большие покупатели — это крупные, обладающие финансовыми ресурсами сетевые ритейлеры, вероятность неисполнения обязательств которыми невелика. Поставщики „больших“ покупателей, зачастую представляющие малый и средний бизнес, испытывают гораздо более существенные трудности, связанные с получением доступа к кредитным ресурсам. С появлением данного продукта мы расширяем возможности финансирования дефицита оборотных средств для предприятий малого и среднего бизнеса, чем надеемся внести большую лепту в поддержку данного сегмента российской экономики», — говорит Роман Огоньков, председатель правления НФК.

Сначала — без регресса

Вместе с тем интерес к реверсивному факторингу в России начинает просыпаться. «Интересуются иностранные компании, — говорит Константин Овчаров, — но им нужна очень низкая стоимость продукта, чаще всего — нереально низкая». Предложить клиентам новый продукт в ближайшем будущем планирует «Русская факторинговая компания». «Мы разрабатываем модель настоящего реверсивного факторинга, при котором заключается трехсторонний договор между поставщиком, покупателем и нашей компанией. Комиссию при таком договоре платит покупатель, то есть дебитор, что и является отличительным свойством реверсивного факторинга», — сообщают в компании, не раскрывая подробностей проекта.

Перспективы реверсивного факторинга в России огромны, как и перспективы факторинга классического, уверены в Ассоциации факторинговых компаний. «Чем больше предприятий оценят преимущества классического факторинга и инвойс-дискаунтинга (дисконтирование денежных требований, или простое финансирование дебиторской задолженности поставщика без предоставления дополнительных услуг. — Примеч. ред.), тем быстрее в России начнут расти обороты реверсивного факторинга, — говорит Дмитрий Шевченко. — Очевидно, что от классики — факторинга с регрессом рынок в 2011 году будет двигаться к безрегрессным операциям, и только затем настанет черед высоких оборотов реверсивного факторинга. Главное, чтобы предприятия излечились от „тоннельного эффекта“, от ступора, в который их вводит классическое кредитование под залог. И чтобы покрепче запомнили: кредит — это когда берешь чужие и ненадолго, а отдаешь свои и навсегда. А при использовании факторинга ресурсы получаете тоже вы и тоже ненадолго, но отдает ваш покупатель. Ментальные изменения — самые долгие и непростые, поэтому развитие реверсивного факторинга в России только начинается».

Источник: ?ВАНДЕРБИЛЬД?



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.



© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ