Факторинг аналитика, интервью

Механизм работы по факторингу предельно прост

На вопросы о факторинге и его значимости для современного бизнеса отвечает директор представительства Национальной факторинговой компании в Республике Башкортостан Людмила Пензина.

Добрый день, Людмила. Скажите, пожалуйста, что такое факторинг?

Чтобы понятнее объяснить, я сначала скажу о том, что представляет из себя клиент факторинговой компании. Как правило, это торговая или производственная компания, которая закупает или отгружает товар с отсрочкой платежа. Соответственно, эта компания нуждается в финансировании или закупок, или того коммерческого кредита, который она предоставляет своим покупателям. Кроме того, у такой компании есть потребность в исключении риска возможной неоплаты – отгрузить с отсрочкой-то она отгрузила, но откуда у этой компании стопроцентная уверенность, что дебитор заплатит? Соответственно, факторинг – это комплекс услуг, который как раз и решает возникающие в процессе торгово-производственных отношений задачи. Он включает в себя и финансирование отсрочки, и закупок, и даже покупку у клиента образующейся дебиторской задолженности, чтобы этот клиент снял с себя кредитный риск, получив одновременно необходимо финансирование.

Людмила, а какова схема работы по факторингу?

Механизм работы по факторингу предельно прост. Компания-поставщик передает нам документы по отгрузке. А мы, в зависимости от ее потребностей, оказываем услуги: просто выплачиваем финансирование на срок отсрочки платежа, выкупаем дебиторскую задолженность, принимаем на себя обязательства на случай возможной неоплаты товара, и, когда покупатель вдруг не платит по истечении срока отсрочки, фактически возмещаем поставщику убытки.

Вы еще и выполняете функцию страховой компании, страхуете риски неоплат?

Скорее исключаем, выплачивая 90% от суммы поставки, так как мы все-таки не страховая, а факторинговая компания. Кстати, страховщики выплачивают в среднем от 70%-85% от суммы поставки.

А есть какие-то отличия между тем куда мы обратимся: к вам или в страховую?

Конечно, есть. Теоретически вы можете обратиться в страховую компанию, чтобы застраховать коммерческий кредит. Но такие услуги страхования в России почти не развиты, поэтому стоит обратить внимание на следующие нюансы. Во-первых, сроки выплаты возмещения. Период ожидания выплаты может составлять от 180 до 240 дней против максимальных 120 дней при факторинге.

Во-вторых, объем передаваемой дебиторской задолженности. Обязательным требованием страховщика будет передача всей дебиторской задолженности, а в случае работы с фактором, речь идет только о согласованном списке покупателей.

В-третьих, размер покрытия риска, о чем уже сказано выше.

В-четвертых, требования к минимальному обороту на страхование. Страховым компаниям интереснее работать с теми поставщиками, оборот на страхование которых превышает 400 миллионов рублей. Факторинговая компания готова работать с гораздо меньшими объемами (от 60 миллионов рублей в год).

И наконец, комиссия. Факторинговая компания начисляет комиссию на фактически выданное поручительство, а страховая компания – на весь оборот или на сумму установленного лимита.

Вы ссылаетесь на неразвитость рынка кредитного страхования в России. А как давно существует рынок факторинга?

Чуть более десяти лет. Его история неразрывно связана с деятельностью Национальной факторинговой компании. Первые попытки проводить операции с дебиторской задолженностью в СССР предпринимались еще в 80-х годах, однако, днем рождения факторинга можно считать 29 января 1999 года, когда было принято решение о начале развития факторинга в рамках Акционерного банка инвестиционно-банковской группы «НИКойл».

То есть Национальная факторинговая компания появилась первой на российском рынке факторинга?

Если быть точнее, то Национальная факторинговая компания как раз и создала в России этот рынок и вот уже 12 лет занимается его развитием. С 1999 года Управление факторингового обслуживания, состоявшее первоначально из шести человек, выросло до размеров и статуса самостоятельной компании с банковской лицензией. Так как мы специализируемся только на факторинге, мы имеем возможность быстро и качественно развиваться, предлагая клиентам все новые и все более гибкие решения. Только за последние два года наш продуктовый ряд пополнился четырьмя настраиваемыми продуктами. Один из них – это «Закупочный факторинг».

Расскажите, пожалуйста, подробнее про «Закупочный факторинг».

Это уникальный продукт для российского рынка, который был специально разработан для крупных покупателей, для финансирования их закупок.

Какова схема при работе по «Закупочному факторингу»?

Поставщик отгружает вам товар и передает в НФК электронный реестр поставок. Вы проверяете и подтверждаете действительность поставок. Понятное дело, что не по телефону и не по почте. Процедура осуществляется с помощью специальной системы «Электронный факторинг» – это система электронного документооборота. После того, как вы акцептуете поставку, мы выплачиваем вашему поставщику финансирование в размере 100% от суммы поставки. По окончании отсрочки, вы оплачиваете поставки на счет НФК.

И какие выгоды при этом получает покупатель?

Все более чем очевидно. Во-первых, вы, как покупатель, получаете отсрочку платежа на необходимый срок и сумму. Во-вторых, поскольку работа по закупочному факторингу равнозначна оплате товара по факту отгрузки, ваш поставщик имеет возможность предоставить вам, покупателю, дополнительные льготы и бонусы. В-третьих, вы экономите. Или зарабатываете. Как угодно. Ведь комиссия за факторинг в большинстве случаев меньше, чем стоимость коммерческого кредита от поставщика.

А какой факторинговый продукт сегодня самый востребованный?


С каждым годом в портфеле НФК растет доля безрегрессного факторинга – в 2010 году мы перешагнули 40% барьер. Безрегрессный факторинг – это сочетание финансирования поставок с отсрочкой платежа с одновременной возможностью исключить риск неоплаты отгружаемого товара. Факторинг без регресса предполагает покупку дебиторской задолженности в момент отгрузки товара, то есть помимо выгод, связанных с получением доступа к финансированию и снижению рисковой нагрузки, вы еще и улучшаете качество баланса, поскольку просто списываете дебиторку. При этом, хотелось бы отметить, что НФК работает с покупателями любого масштаба – от ИП до крупных предприятий из любых регионов страны, то есть мы предлагаем безрегресс не только поставщикам в адрес федерального ритейла.

Красиво вы очень все описываете. А как формируется цена и от чего она зависит?

Три составляющих: комиссия за финансирование, которая зависит от срока отсрочки; комиссия за факторинговое обслуживание, зависящая от объема переданной дебиторской задолженности; комиссия за исключение риска неоплаты отгруженного товара, которая также зависит от объема передаваемой дебиторки и, безусловно, от ее диверсификации.

На самом деле, не всегда факторинговые компании имеют понятную и прозрачную модель ценообразования. При заключении договора нужно обязательно обратить внимание на то, как формируется стоимость.

В заключение хотелось бы услышать примеры применения факторинга на практике конкретными компаниями. Какие задачи они решили, насколько улучшили свои финансовые показатели?

Хорошо, давайте, раз уж мы говорили о продукте «Закупочный факторинг», приведу вам конкретный пример. Напомню, что этот продукт был специально разработан для закупок.

Одна из крупнейший региональных торговых сетей использует схему финансирования закупок с середины 2010 года. Принцип работы простой. Поставщики отгружают в сеть продукцию на условиях отсрочки платежа 120 дней и по факту подтверждения покупателем, торговой сетью, отгрузки, получают денежные средства от НФК. Фактически факторинговая компания производит оплату за полученный покупателем товар по факту отгрузки, однако, покупатель получает необходимый ему коммерческий кредит. И оплачивает за него фактору комиссию, которая зачастую меньше, чем стоимость коммерческого кредита.

Преимущества такой схемы в данном случае заключаются в следующем: поставщики готовы давать покупателю скидку за досрочную оплату товара и увеличить отсрочку платежа с увеличением суммы товарного кредита. В результате срок отсрочки от поставщиков увеличился с 30 до 120 дней, а скидка за раннюю оплату товара и положительная разница стоимости ранее получаемого коммерческого кредита и нынешней комиссии за факторинг позволили увеличить прибыль от продаж на 12,5%.

Еще вот такой пример. Клиент, один из крупнейших игроков регионального рынка поставщиков электроники и бытовой техники, отгрузив товар покупателям с отсрочкой платежа, продал НФК образовавшуюся дебиторку в размере 27 миллионов рублей. Сразу же после продажи задолженность перед поставщиками сократилась на 15 миллионов рублей и были проведены авансовые платежи на 5 миллионов рублей.

Такой аспект, как хорошая финансовая отчетность, принципиально важен для компаний, которые стремятся получить банковский кредит в нужном объеме и на выгодных условиях. Все потому, что банки с большей охотой и на большие сроки кредитуют компании с небольшой долей понятной им дебиторской задолженности.

102banka.ru Арина БЫСТРИЦКАЯ
Опубликовано: 26.05.2011 13:18


Упомянутые компании:

НФК


Факторингс.ру рекомендует


Для потребителей

Для специалистов

Для pr-служб

 

© 2007—2019 Factorings.ru - специализированный портал про факторинг.

  • Размещение рекламы

    • При использовании материалов гиперссылка на factorings.ru обязательна.