Из первых рук: Как работает факторинг и кому он больше всего подходит?

28.08.2007 16:59

Несмотря на всего несколько лет истории становления факторинга в России представители малого и среднего бизнеса уже усвоили, что факторинг – это важнейший для небольших компаний инструмент бизнеса, позволяющим им решить вопрос с необходимыми для развития средствами.

Факторинг пока является для большинства россиян диковинным, однако упоминания о нем можно встретить все чаще. Несмотря на всего несколько лет истории становления факторинга в России представители малого и среднего бизнеса уже усвоили, что факторинг – это не только стандартное определение "финансирование под переуступку денежных требований", не просто некая разновидность кредита, позволяющая предпринимателям получить деньги сразу и на выгодных условиях. Факторинг – важнейший для небольших компаний инструмент бизнеса, позволяющим им решить вопрос с необходимыми для развития средствами. Если, конечно, пользоваться им с умом. В конечном итоге, факторинг дает возможность развивать мелкие и средние предприятия. А именно такой бизнес формирует средний класс – основу основ любого государства.

Многие до сих пор полагают, что факторинговые схемы крайне сложны, непонятны, и требуют особо долгих и трудных согласований с банками. Однако европейский опыт, где факторинг развивается уже десятилетиями подсказывает обратное. Более того, сейчас рынок факторинга развивается невиданными для "спокойной" Европы темпами – по 15 проц в год. С ипользованием факторинга производится около 13 проц ВВП Великобритании. Аналогичный взрывной рост наблюдается и в России.

Еще несколько лет назад факторинг в нашей стране был мало кому известен. Но уже в 2006 году объем этого рынка превысил 11 млрд. долларов. А по прогнозам одного из ведущих игроков российского факторинга ФК "Еврокоммерц", уже к 2009 году объемы рынка достигнут рекордной отметки в 70 млрд долл. И это весьма сдержанный прогноз. При достаточной активности ведущих игроков рынка, эта цифра может достигнуть 90 млрд. долл. Такой взрывной рост объясняется тем, что факторинг не просто дает предпринимателям возможность быстро получить оборотные средства, но и снижает коммерческие риски. Торговые компании получают возможность не думать о нехватке денег и рисках невозврата, полностью сосредоточившись на увеличении оборота и развитии бизнеса.

Как же работает факторинг и кому он больше всего подходит? Сами факторинговые компании, называемые факторами, считают, что он нужен всем, кто продает товары или услуги. Скажем, мелкий предприниматель редко сможет сразу согласиться на отсрочку платежа в месяц или более при поставке товара в торговые сети. Это тем более трудно, когда есть желание и возможность расширить бизнес, занявшись куплей-продажей других товаров. Для этого и нужен фактор, который выплачивают вам до 95% стоимости поставки, а вы переуступаете ему право требования платежа по ней. Потом, по истечении предоставленной покупателю отсрочки, деньги за него поступают на счет фактора, и тот выплачивает вам остаток средств (от 5%) за минусом своей комиссии. Все довольны: магазин, получивший товар с отсрочкой платежа, поставщик, к которому деньги пришли тут же и без хлопот, и, конечно, фактор – ему досталась комиссия.

Однако это, конечно, крайне упрощенная схема. Как и любая большая индустрия, факторинг во всем мире делится на крупные направления. Прежде всего, это invoice discounting и full factoring, рассказывает президент ФК "Еврокоммерц" Григорий Карповский. Первая группа рассчитана на крупного клиента, которым необходимо финансирование в чистом виде. Сервисной составляющей здесь либо нет, либо она сведена к минимуму. В этом случае, фактор не берет на себя никаких рисков. Вторая группа рассчитана как раз на малых и средних предпринимателей, и здесь во главу угла поставлен именно сервис. Поставщики получают не только немедленное финансирование, но и перекладывают на факторинговую компанию все риски, связанные с товарным кредитом. Фактор берет на себя и обслуживание задолженности. В общем, такой вид факторинга ориентирован на небольшие компании, к которым, по европейским меркам, принадлежит почти весь отечественный бизнес.

Нельзя однозначно сказать, какая из этих форм предпочтительнее. Пока ясно, что игроки рынка выбирают одну из этих специализаций, хотя оба направления одинаково перспективны. Важно лишь верно сориентировать клиента. Ведь иногда поставщики выбирают для себя invoice discounting, а потом предъявляют фактору претензии на предмет отсутствия сервиса и защищенности от рисков невозврата. Между тем, им всего лишь было нужно остановиться на full factoring, и задача фактора – вовремя предложить именно такую форму сотрудничества.

В целом, факторинговая фирма являет собой, если можно так выразиться, "компанию полного цикла". Она предоставляет клиентам финансирование, как банк, она же работает андеррайтером, оценивая добросовестность заемщиков, она, наконец, страхует риски. А в случае необходимости становится коллекторским агенством, получая просроченную задолженность. Конечно, клиент может взять кредит в банке, застраховаться у страховщиков, и, если придется, самостоятельно найти коллекторское агентство. Но кто тогда будет заниматься прямым делом – развитием бизнеса? Намного проще получить услугу "все в одном". С другой стороны, наличие столь развитых сетей конкурентов побуждает факторов оптимизировать и удешевлять предлагаемые ими сервисы.

Сегодня российский рынок факторинга стремительно развивается, и, по оценкам экспертов, уже вплотную подошел к международным стандартам. Прежде всего, об этом свидетельствует четкая специализация крупнейших игроков. Уже невозможно заниматься "просто факторингом" – необходимо четко определить нишу, в которой компания будет развиваться дальше. Вторая тенденция, рассказывает Г. Карповский – концентрация рынка. И у нас, и в Европе лидерующая компания контролирует около четверти рынка, остальное делят между собой небольшие факторы. ФК "Еврокоммерц" удалось занять 37 проц рынка (доля по числу клиентов). И, если компания и рынок, будет расти теми же быстрыми темпами, то она уже через несколько лет войдет в топ-15 крупнейших факторинговых компаний Европы. Но для этого необходимо сделать все, чтобы факторинг стал простым и понятным инструментом для широкого круга предпринимателей.

Основные критерии "факторинга в массы" – безлимитность, минимизация рисков, быстрота, обслуживание как продажи, так и закупок товара. До сегодняшнего дня ни один банк не мог предоставить бизнесмену неограниченный кредит, тем более, если бизнес небольшой, а кредитной истории пока нет вовсе. Факторинговые компании работают над тем, чтобы любой заемщик мог получить средства в объемах, нужных ему для развития бизнеса, без каких-либо ограничений по залоговой базе или финансовой отчетности.

Однако фактор должен задуматься и над минимизацией рисков клиентов. Для этого существуют два вида факторинга – с регрессом и без регресса. В первом случае, если приемщик товара не заплатит деньги, их должен полностью возместить поставщик. Во втором – поставщик ничего никому не должен, а фактор сам разбирается с невозвратами. Такой вариант, разумеется, обходится клиенту дороже, но тут уж, как говорится, каждый выбирает по себе. По оценкам "Еврокоммерц", клиенты все чаще предпочитают именно его – так надежнее.

Все помнят, как один из сотовых операторов в середине 90-х продвигал свой продукт: уже подключенный телефон с контрактом можно было купить прямо сразу, "в коробке". Таким путем общество приучали к тому, что сотовая связь может быть доступна каждому, а не только "новым русским". По этому пути сейчас идут факторинговые компании, упаковывая свою услугу в коробки. У "Еврокоммерц" пять видов факторинговых услуг представлены в пяти разных коробках, и клиент может выбрать то, что ему нужно. Так, в линейке продуктов "Еврокоммерц" представлен, к примеру, продукт "экстренный" – получить деньги можно уже через 6 часов после подачи заявки. Это опять-таки дороже, но в бизнесе нередки ситуации, когда деньги, полученные "прямо сейчас", многократно оборачиваются, делая расходы на покрытие займа не такими существенными. Именно поэтому экспресс-факторинг становится все более популярным. А финансирование не только продаж, но и закупок делает факторинг по-настоящему центральным инструментом для развития любого дела. Внутри каждой коробки находится компьютерная программа, позволяющая сформировать необходимый пакет документов буквально за пять минут. При этом все ключевые параметры – сроки, объемы, цены – вы выбираете сами. Никакой детальной информации о фирме предоставлять не нужно, а вот ваш бизнес-план фактора очень даже заинтересует. Однако в целом активация услуги без лишней волокиты происходит в течение одного дня.

Но, говоря о достоинствах факторинга, нельзя не напомнить о его недостатках, а вернее, о его несовершенствах, которые пока мешают ему стать массовым. В первую очередь, это дороговизна факторинговых продуктов. Тем, кто выбирает безрегрессный факторинг за перекладывание рисков на факторинговую компанию нужно платить дополнительно, в среднем на 30% больше, чем в случае регрессного факторинга. Немногие факторы готовы сразу передать клиенту декларируемые авансовые платежи в 90-95 проц от суммы контрактов, уменьшая аванс до 60-80 проц от суммы контракта. Дополнительных денег будет стоить обработка документов, работа с дебиторами. Таким образом, плата за ресурсы предоставленные по договору достигает 16-20 проц годовых, что сопоставимо с обслуживанием краткосрочного кредита. Однако, возможны и дополнительные расходы в виде штрафов за просрочку дебитором платежа, штрафы за сокращение объемов продаж, комиссии за пересмотр лимитов финансирования. Бывает, что декларируемые условия отличаются от реальных, а о дополнительных расходах можно узнать только в час расплаты. Поэтому необходимо внимательно читать текст договора, чтобы подобрать для себя оптимальный и не сильно обременительный вариант финансирования для дальнейшего развития.

Кроме того, пока недостаточно распространены продукты, пользующиеся высоким спросом. Прежде всего, безрегрессный факторинг. Только сейчас на рынке стали появляться продукты, способные удовлетворить запросы практически любого клиента, не взирая на его размеры, форму собственности и финансовое состояние. В настоящее время на первое место для факторинговой компании выходит искреннее желание клиента развиваться и расти дальше.

Источник: Прайм-Тасс



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.



© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ