Факторинг аналитика, интервью

Факторинг по-русски

«В России доля факторинга в ВВП сегодня очень мала - 1,12%. Максимального значения этот показатель достигал в 2007 г. — 1,55%. А в 2009 г. был рекордно низким — 0,93%. Причин несколько. Позитивное развитие российской экономики и выход крупных факторов в регионы будут способствовать тому, что в ближайшие год–два мы достигнем показателя 2,5–3% ВВП. Повторю: это в условиях благоприятной экономической ситуации. Мы видим, как накаляется сейчас обстановка вокруг вопроса снижения суверенного рейтинга Соединенных Штатов, и прекрасно понимаем, насколько негативно этот фактор прямо или косвенно может сказаться на всех остальных экономиках, «завязанных» на США.

Что касается вступления России в ВТО, то в этом случае присоединение может привести к вытеснению целого ряда отечественных производителей с российского рынка. Наиболее пострадавшими могут оказаться отрасли сельского хозяйства, легкой и оборонной промышленности, машиностроение, которые сегодня все-таки защищаются государством.

Даже если российским производителям удастся сориентироваться в новых экономических условиях, на рынок факторинга в любом случае будет оказано влияние. В лучшем случае факторы начнут масштабно развивать мало востребованный сегодня международный факторинг. В худшем — потеряют часть клиентов. А это может стать серьезным препятствием для только-только набирающего обороты рынка факторинга.

Посткризисное пространство в России лежит в плоскости избыточной ликвидности. Именно в таких условиях на рынке конкуренции между факторами сформировалась парадоксальная ситуация. «Центробанк» уже второй раз повышает ставку рефинансирования. При этом банковские ставки не растут, они уже стабилизировались, и мы наблюдаем тенденцию к их регулярному снижению. В результате за год факторинговое вознаграждение большинства факторов снизилось в среднем на 10–15%. Качественных заемщиков не хватает на всех. И это также подталкивает ставки к снижению. Поэтому максимальная концентрация конкуренции наблюдается в ценовом сегменте, что, безусловно, является тупиковой ситуацией. Как только ликвидность начнет возвращаться на оптимальный уровень, банки, для которых факторинг является лишь инструментом привлечения клиента, начнут отказываться от предоставления этой услуги. В условиях, когда для отрасли низкая маржинальность является характерной, вряд ли мы увидим массовый выход новых факторов на российский рынок.

Исследования рынка показывают, что для повышения рентабельности факторингового бизнеса как кредитные организации, так и независимые факторы стараются увеличить либо маржинальность услуги в ущерб доле рынка, либо объемы уступленных требований за счет новых каналов продаж, в том числе за счет выхода в регионы. Для кредитных организаций, уже обладающих развитой сетью региональных отделений, это логично. Особенно при условии уверенных позиций на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Независимым факторинговым компаниям в этом плане сложнее. Но будущее — за региональными рынками. В этом плане существует проблема понимания факторинга, которая в России ещё имеет место. Что касается повышения маржинальности, то даже в регионах стоимость факторинговых услуг приближается к возможному «дну».

Как я уже говорил, если ЦБ РФ (равно как и центробанки Еврозоны и США) повысит ставку рефинансирования, стоимость привлечения средств для кредитных организаций будет повышаться, а процентные ставки по кредитам как минимум перестанут падать. Однако это первый, поверхностный фактор. На мой взгляд, глубинной и единственно возможной причиной популяризации факторинга будет просветительская работа факторов, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. Уровень спроса на факторинг в некоторой степени является своеобразным показателем «предпринимательской зрелости» клиентов. Именно поэтому со времен кризиса спрос на факторинг в России продолжает расти».


Динамика оборотных данных рынка факторинга по итогам 1 квартала 2011 г., данные Ассоциации факторинговых компаний:


Объем рынка международного факторинга в России по итогам 1 квартала 2011 г., данные Ассоциации факторинговых компаний:

ИД Ритейлер
Опубликовано: 26.07.2011 15:24


Упомянутые компании:

НФК Промсвязьбaнк Росбанк ЗАО ЮниКредит Банк Газпромбанк


Факторингс.ру рекомендует


Для потребителей

Для специалистов

Для pr-служб

 

© 2007—2018 Factorings.ru - специализированный портал про факторинг.

  • Размещение рекламы

    • При использовании материалов гиперссылка на factorings.ru обязательна.