Факторинг кредиту рознь

Заметно подешевевший факторинг привлек к себе внимание не только оптовиков, поставляющих в розницу свой товар, но и производителей, закупающих сырье и комплектующие. Основной тренд уходящего года — резвый рост спроса на реверсивный (закупочный) факторинг.

Благодаря внедрению новых схем и удешевлению услуги факторам удалось существенно нарастить оборот и преодолеть докризисный уровень. Основными пользователями услуг факторинговых компаний пока остаются торговые предприятия. В структуре спроса доля оптовиков составляет 58%, подсчитал директор департамента факторинга банка "Петрокоммерц" Александр Морозов. Среди пользователей факторинга 58% компаний — оптовая торговля, 42% — обрабатывающие производства, при этом 40% компаний занимаются продажей или производством продуктов питания, 40% — компьютерной и бытовой техникой и 20% — прочей продукцией.

Отложенный платеж

Оптовики хотят сразу получить деньги за отгруженный товар, а розничные торговцы заинтересованы в отсрочке платежа. На помощь им приходит фактор, он оплачивает до 95% стоимости отгруженного товара и готов ждать от покупателя возврата денег полгода, а иногда и несколько лет. "Во втором квартале 2011 года мы провели сделку с отсрочкой платежа в два года", — вспоминает руководитель петербургского представительства "ВТБ Факторинг" Андрей Голованев. Максимальный срок устанавливается для каждого клиента индивидуально, с учетом отраслевых особенностей. "В одних отраслях максимальная отсрочка предусмотрена законом — 15 дней, в других минимальный цикл — 180 дней", — объясняет господин Голованев.

По истечении срока платежа, указанного в договоре, факторы, как правило, готовы ждать денег еще 30-50 дней, не применяя к должникам штрафных санкций. "При уступке денежного требования происходит и уступка обязательств по оплате пеней и штрафов на основании договора поставки", — объясняет петербургский представитель "ТрансКредитФакторинга" Андрей Безуглов. Но, по его словам, оплату пеней с дебитора требуют редко. Подход к оценке финансовых рисков у банкиров и факторов принципиально разный. Банкиры оценивают заемщика, а факторы — покупателей заемщика (получателя средств) — его дебиторов. "Основных требований к дебиторам у нас два: положительная деловая репутация и удовлетворительная платежная дисциплина, и значительных изменений эти требования за последние полтора года не претерпели", — говорит Александр Морозов.

Наибольшим спросом в России (почти 70% сделок) пользуется факторинг с регрессом: если дебитор не гасит долг в срок, то фактор может потребовать от поставщика вернуть выплаченные ему средства. Факторинг без регресса стоит существенно дороже, но в этом случае факторинговая компания берет на себя все кредитные риски и сама выбивает деньги из дебитора. В рамках этих основных схем факторы разрабатывают предложения, ориентированные на определенную группу клиентов, работающих преимущественно с розничной торговлей или производителями, а также на поставщиков продовольствия или товаров длительного пользования. "Для поставщиков торговых сетей действует специальное предложение, которое вместе с минимальной ставкой предусматривает финансирование до 95 процентов от суммы поставки", — говорит заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами петербургского филиала Промсвязьбанка Станислав Краснов. По его словам, увеличивается спрос со стороны различных производств, не связанных с продуктами питания, стремительно растет доля промышленных предприятий. "Уже в 2010 году ощущался сдвиг спроса в сторону новых продуктов. Основные причины: необходимость финансировать бизнес, который с трудом подходит для стандартного факторинга (например, предзакупочные схемы) и снизить коммерческие риски при продаже с отсрочкой и очистить баланс", — рассуждает господин Голованев. По словам петербургского представителя ЗАО "ТрансКредитФакторинг", популярность приобретает реверсивный факторинг. Его также называют закупочным, он ориентирован на сделки поставщиков с производителями, желающими приобрести сырье, материалы по минимальной цене. Закупочный факторинг востребован производственными компаниями. Например, производителю бытовой химии необходимы сырье, тара, упаковка. Приобретая все это с отсрочкой платежа (товарный кредит), производитель заплатит максимальную цену, тогда как при оплате по факту поставщик предоставит скидку с отпускной цены. "При закупочном факторинге фактор выплачивает поставщику всю сумму, а покупатель получает желанную отсрочку и уже по ее истечении платит фактору. Комиссия по закупочному факторингу составляет в среднем два процента от суммы поставки, она может покрываться скидкой поставщика", — объясняет директор петербургского представительства Национальной факторинговой компании (НФК) Сергей Васильев.

Вынужденный факторинг

Потребители факторинговых услуг не склонны преувеличивать преимущества этой финансовой схемы. В сравнении с традиционным банковским кредитованием она не столь выгодна, как преподносят факторы. Использование факторинга — скорее вынужденная мера для компании, которая не может получить кредит в банке. Пивоваренный завод "Дека" в 2006-2009 годах проводил широкомасштабную модернизацию производства и выводил на рынок марку "Никола". В итоге к 2008 году компания оказалась перегружена кредитами, а также обязательствами перед лизинговыми компаниями. "Потребность в оборотных средствах, резко возрастающая в начале сезона, могла быть покрыта только "под залог" денежного потока (овердрафты) и под залог дебиторской задолженности — финансированием факторинговыми компаниями", — рассказывает исполнительный директор ОАО "Дека" Дмитрий Пинчуков. По его словам, недостатком факторингового финансирования является высокая цена услуги.

Поправки в закон о госрегулировании алкогольного рынка (171-ФЗ), вступившие в силу с 22 июля 2011 года запретили производителям алкоголя крепостью свыше 7% переуступать права требования на товар третьему лицу. Эти меры призваны убрать с рынка серые схемы, позволяющие уклоняться от уплаты акцизов. В результате факторинговые компании не заключают новых контрактов с поставщиками алкоголя. "Но сделки, заключенные до 22 июля этого года, не признаются ничтожными, то есть дебитор обязан оплатить все поставки на факторинговый счет", — говорит генеральный директор "Клуба профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский. У большинства алкогольных компаний объем продаж в "дальние" регионы составляет более 50%. "Когда клиенты находятся в тысячах километрах от Петербурга, удобно и безопасно работать по факторинговой схеме. Она не только удобна, но и позволяет сократить накладные расходы. Отмена факторинга уже привела к увеличению общезаводских затрат в алкогольной отрасли более чем на три процента", — подсчитал господин Черниговский.

Стоимость факторинга включает в себя процент за предоставленные средства и комиссии компании. Ставка процента в большинстве компаний, представленных на петербургском рынке, достигла минимума и укладывается в диапазон 6,5-11% годовых. "На протяжении полутора лет процентная ставка непрерывно падала, опережая темпы падения ставок по банковским кредитам. Однако мы прогнозируем в ближайшем будущем смену данного тренда", — говорит Александр Морозов. Основными поставщиками финансовых ресурсов для факторов являются банки. "Одной из причин повышения ставок является удорожание стоимости финансирования на рынке для самих банков. Банки, входящие в топ-100, уже начали повышать ставки по корпоративным кредитам, рост оценивается в среднем в один-два процента", — говорит аналитик ИК БФА Олег Дорофейкин. Помимо банковского процента в расчет эффективной ставки факторинга включаются комиссии фактора — за обслуживание (процент от суммы уступленного долга) и фиксированный сбор за обработку документов. К данным комиссиям может добавиться стоимость страхования коммерческих рисков фактора.

Емкость рынка факторинга считают по сумме денежных требований (дебиторской задолженности), переданных факторинговым компаниям. Высшей точки оборот российских факторов достиг в 2008 году — 602 млрд руб. Затем последовал кризис, и оборот сократился примерно вдвое из-за уменьшения банковского финансирования. В период кризиса с факторингового рынка ушли "Траст" и "Еврокоммерц". Наученные горьким опытом клиенты, потерявшие источник бесперебойного пополнения оборотных средств, теперь предпочитают иметь дело с надежными, финансовоустойчивыми партнерами, желательно с государственным участием. Кризисные годы показали, что госбанки вряд ли столкнутся с дефицитом денежных средств. К тому же избыток денег у госбанков позволяет им проводить агрессивную маркетинговую, ценовую политику по захвату рынка. В среднем факторы, работающие на петербургском рынке, нарастили оборот по итогам первого полугодия 2011 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 70%.

Источник: Ъ-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Александр Сологуб

Упомянутые компании: Национальная факторинговая компания  Петрокоммерц  МСП Факторинг  ТрансКредитФакторинг  ВТБ Факторинг 

Опубликовано: 27.10.2011 13:51


Свежие статьи и аналитика / вся лента

Выгодный факторинг - инструкция для МСБ Выгодный факторинг - инструкция для МСБ
29.07.2021

Как удовлетворить спрос МСП на факторинг? Как удовлетворить спрос МСП на факторинг?
29.07.2021

Как рассчитывается процентная ставка по факторингу? Как рассчитывается процентная ставка по факторингу?
22.07.2021


Кратко и простыми словами что такое факторинг

Факторинг это финансовый инструмент, позволяющий покупателю — покупать товар или услугу с отсрочкой платежа, а продавцу — получать от фактора комплекс услуг, в который входят авансирование выручки, защита от риска неплатежа, сбор платежей в договорные сроки или после их окончания, учет дебиторской задолженности.

Подробное описание когда нужен факторинг, в чем отличие факторинга от кредита, каталог факторинговых компаний, новости рынка, аналитика и интервью, вопросы-ответы про факторинг.


Получите предложение по факторингу за 1 день — онлайн заявка




© 2007—2021 Factorings.ru отраслевой портал про факторинг в России

Реклама   Новости факторинга     О факторинге — простыми словами     Преимущества факторинга     Виды факторинга     Вопрос-ответ по факторингу     Факторинг.Госзакупки