Факторинг аналитика, интервью

Факторинг кредиту рознь

Заметно подешевевший факторинг привлек к себе внимание не только оптовиков, поставляющих в розницу свой товар, но и производителей, закупающих сырье и комплектующие. Основной тренд уходящего года — резвый рост спроса на реверсивный (закупочный) факторинг.

Благодаря внедрению новых схем и удешевлению услуги факторам удалось существенно нарастить оборот и преодолеть докризисный уровень. Основными пользователями услуг факторинговых компаний пока остаются торговые предприятия. В структуре спроса доля оптовиков составляет 58%, подсчитал директор департамента факторинга банка "Петрокоммерц" Александр Морозов. Среди пользователей факторинга 58% компаний — оптовая торговля, 42% — обрабатывающие производства, при этом 40% компаний занимаются продажей или производством продуктов питания, 40% — компьютерной и бытовой техникой и 20% — прочей продукцией.

Отложенный платеж

Оптовики хотят сразу получить деньги за отгруженный товар, а розничные торговцы заинтересованы в отсрочке платежа. На помощь им приходит фактор, он оплачивает до 95% стоимости отгруженного товара и готов ждать от покупателя возврата денег полгода, а иногда и несколько лет. "Во втором квартале 2011 года мы провели сделку с отсрочкой платежа в два года", — вспоминает руководитель петербургского представительства "ВТБ Факторинг" Андрей Голованев. Максимальный срок устанавливается для каждого клиента индивидуально, с учетом отраслевых особенностей. "В одних отраслях максимальная отсрочка предусмотрена законом — 15 дней, в других минимальный цикл — 180 дней", — объясняет господин Голованев.

По истечении срока платежа, указанного в договоре, факторы, как правило, готовы ждать денег еще 30-50 дней, не применяя к должникам штрафных санкций. "При уступке денежного требования происходит и уступка обязательств по оплате пеней и штрафов на основании договора поставки", — объясняет петербургский представитель "ТрансКредитФакторинга" Андрей Безуглов. Но, по его словам, оплату пеней с дебитора требуют редко. Подход к оценке финансовых рисков у банкиров и факторов принципиально разный. Банкиры оценивают заемщика, а факторы — покупателей заемщика (получателя средств) — его дебиторов. "Основных требований к дебиторам у нас два: положительная деловая репутация и удовлетворительная платежная дисциплина, и значительных изменений эти требования за последние полтора года не претерпели", — говорит Александр Морозов.

Наибольшим спросом в России (почти 70% сделок) пользуется факторинг с регрессом: если дебитор не гасит долг в срок, то фактор может потребовать от поставщика вернуть выплаченные ему средства. Факторинг без регресса стоит существенно дороже, но в этом случае факторинговая компания берет на себя все кредитные риски и сама выбивает деньги из дебитора. В рамках этих основных схем факторы разрабатывают предложения, ориентированные на определенную группу клиентов, работающих преимущественно с розничной торговлей или производителями, а также на поставщиков продовольствия или товаров длительного пользования. "Для поставщиков торговых сетей действует специальное предложение, которое вместе с минимальной ставкой предусматривает финансирование до 95 процентов от суммы поставки", — говорит заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами петербургского филиала Промсвязьбанка Станислав Краснов. По его словам, увеличивается спрос со стороны различных производств, не связанных с продуктами питания, стремительно растет доля промышленных предприятий. "Уже в 2010 году ощущался сдвиг спроса в сторону новых продуктов. Основные причины: необходимость финансировать бизнес, который с трудом подходит для стандартного факторинга (например, предзакупочные схемы) и снизить коммерческие риски при продаже с отсрочкой и очистить баланс", — рассуждает господин Голованев. По словам петербургского представителя ЗАО "ТрансКредитФакторинг", популярность приобретает реверсивный факторинг. Его также называют закупочным, он ориентирован на сделки поставщиков с производителями, желающими приобрести сырье, материалы по минимальной цене. Закупочный факторинг востребован производственными компаниями. Например, производителю бытовой химии необходимы сырье, тара, упаковка. Приобретая все это с отсрочкой платежа (товарный кредит), производитель заплатит максимальную цену, тогда как при оплате по факту поставщик предоставит скидку с отпускной цены. "При закупочном факторинге фактор выплачивает поставщику всю сумму, а покупатель получает желанную отсрочку и уже по ее истечении платит фактору. Комиссия по закупочному факторингу составляет в среднем два процента от суммы поставки, она может покрываться скидкой поставщика", — объясняет директор петербургского представительства Национальной факторинговой компании (НФК) Сергей Васильев.

Вынужденный факторинг

Потребители факторинговых услуг не склонны преувеличивать преимущества этой финансовой схемы. В сравнении с традиционным банковским кредитованием она не столь выгодна, как преподносят факторы. Использование факторинга — скорее вынужденная мера для компании, которая не может получить кредит в банке. Пивоваренный завод "Дека" в 2006-2009 годах проводил широкомасштабную модернизацию производства и выводил на рынок марку "Никола". В итоге к 2008 году компания оказалась перегружена кредитами, а также обязательствами перед лизинговыми компаниями. "Потребность в оборотных средствах, резко возрастающая в начале сезона, могла быть покрыта только "под залог" денежного потока (овердрафты) и под залог дебиторской задолженности — финансированием факторинговыми компаниями", — рассказывает исполнительный директор ОАО "Дека" Дмитрий Пинчуков. По его словам, недостатком факторингового финансирования является высокая цена услуги.

Поправки в закон о госрегулировании алкогольного рынка (171-ФЗ), вступившие в силу с 22 июля 2011 года запретили производителям алкоголя крепостью свыше 7% переуступать права требования на товар третьему лицу. Эти меры призваны убрать с рынка серые схемы, позволяющие уклоняться от уплаты акцизов. В результате факторинговые компании не заключают новых контрактов с поставщиками алкоголя. "Но сделки, заключенные до 22 июля этого года, не признаются ничтожными, то есть дебитор обязан оплатить все поставки на факторинговый счет", — говорит генеральный директор "Клуба профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский. У большинства алкогольных компаний объем продаж в "дальние" регионы составляет более 50%. "Когда клиенты находятся в тысячах километрах от Петербурга, удобно и безопасно работать по факторинговой схеме. Она не только удобна, но и позволяет сократить накладные расходы. Отмена факторинга уже привела к увеличению общезаводских затрат в алкогольной отрасли более чем на три процента", — подсчитал господин Черниговский.

Стоимость факторинга включает в себя процент за предоставленные средства и комиссии компании. Ставка процента в большинстве компаний, представленных на петербургском рынке, достигла минимума и укладывается в диапазон 6,5-11% годовых. "На протяжении полутора лет процентная ставка непрерывно падала, опережая темпы падения ставок по банковским кредитам. Однако мы прогнозируем в ближайшем будущем смену данного тренда", — говорит Александр Морозов. Основными поставщиками финансовых ресурсов для факторов являются банки. "Одной из причин повышения ставок является удорожание стоимости финансирования на рынке для самих банков. Банки, входящие в топ-100, уже начали повышать ставки по корпоративным кредитам, рост оценивается в среднем в один-два процента", — говорит аналитик ИК БФА Олег Дорофейкин. Помимо банковского процента в расчет эффективной ставки факторинга включаются комиссии фактора — за обслуживание (процент от суммы уступленного долга) и фиксированный сбор за обработку документов. К данным комиссиям может добавиться стоимость страхования коммерческих рисков фактора.

Емкость рынка факторинга считают по сумме денежных требований (дебиторской задолженности), переданных факторинговым компаниям. Высшей точки оборот российских факторов достиг в 2008 году — 602 млрд руб. Затем последовал кризис, и оборот сократился примерно вдвое из-за уменьшения банковского финансирования. В период кризиса с факторингового рынка ушли "Траст" и "Еврокоммерц". Наученные горьким опытом клиенты, потерявшие источник бесперебойного пополнения оборотных средств, теперь предпочитают иметь дело с надежными, финансовоустойчивыми партнерами, желательно с государственным участием. Кризисные годы показали, что госбанки вряд ли столкнутся с дефицитом денежных средств. К тому же избыток денег у госбанков позволяет им проводить агрессивную маркетинговую, ценовую политику по захвату рынка. В среднем факторы, работающие на петербургском рынке, нарастили оборот по итогам первого полугодия 2011 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 70%.

Ъ-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Александр Сологуб
Опубликовано: 27.10.2011 13:51


Упомянутые компании:

НФК Петрокоммерц Промсвязьбaнк ТрансКредитФакторинг ВТБ Факторинг


Факторингс.ру рекомендует


Для потребителей

Для специалистов

Для pr-служб

 

© 2007—2019 Factorings.ru - специализированный портал про факторинг.

  • Размещение рекламы

    • При использовании материалов гиперссылка на factorings.ru обязательна.