Клиенты не довольны работой факторов
Александр Чекрыгин, руководитель проекта factorings.ru: «Мы часто сталкиваемся с компаниями, которые активно растут, но текущий фактор не может работать с их растущими потребностями – лимиты на дебиторов достигают комфортного для фактора потолка и он не желает их увеличивать. Единственный выход для подобных компаний – менять фактора.»
На фоне лавинообразного роста рынка факторинга наблюдается увеличение числа компаний, желающих сменить своего партнера по факторингу.
В 2010 году среди желающих получить финансирование - 15% компаний уже имели опыт работы по факторингу и подыскивали замену существующему фактору. В 2011 году этот показатель вырос до 18%. Если по итогам 2012 года показатель прибавит еще 2%, то это будет обозначать, что каждый пятый клиент фактора активно ищет альтернативного партнера.
Мы проанализировали данные за 2010 и 2011 годы из заявок с отметкой «пользовались факторингом ранее», направленных через factorings.ru в адрес факторов, а затем сравнили с данными из общей массы заявок. Все данные в документе приводятся относительные, в процентах (%). Мы взяли 3 основных показателя, характеризующие динамику бизнеса и подлежащие сравнению: размер дебиторской задолженности (далее - дебиторка), количество дебиторов и отсрочка платежа по условиям договора.
Размер дебиторки у компаний пользующихся факторингом активно растет. При том смещение из нижнего диапазона (до 5 000 000 рублей) выражено наиболее ярко: если в 2010 году более половины (52%) размещали дебиторскую задолженность менее 5 млн. рублей, то в 2011 только 36%. Почти в 3 раза выросло число компаний, желающих сменить фактора в сегменте 15-30 млн, аналогичное троекратное увеличение наблюдается в сегменте «свыше 30 млн».
Если пользователи факторинга в 2010 году превалировали над генеральной совокупностью в двух нижних ценовых сегментах, то в 2011 акценты сместились в сторону увеличения. Этому могло послужить одна из двух причин (или их совокупность):
1. Факторы в сегментах «до 5 млн.» и «от 5 до 15 млн.» существенно повысили качество клиентской работы;
2. Бизнес клиентов факторинговых компаний вырос, а вместе с тем вырос размер дебиторки.
Из графиков видно, что неудовлетворенность клиентов в 2011 году в двух верхних сегментах зеркально отражает положение дел в 2010 в двух нижних. «Мы часто сталкиваемся с компаниями, которые активно растут, но текущий фактор не может работать с их растущими потребностями – лимиты на дебиторов достигают комфортного для фактора потолка и он не желает их увеличивать. Единственный выход для подобных компаний – менять фактора. Кстати, вопрос стоимости факторингового финансирования не всегда стоит на первом месте, хотя он, безусловно, остается одним из важнейших» - комментирует наметившуюся тенденцию Александр Чекрыгин, руководитель проекта factorings.ru.
Клиенты факторинговых компаний существенно увеличили количество дебиторов переданных на факторинг: если в 2010 году компании передавали на факторинг в большей части до 4-х дебиторов (62%), то в 2011 году львиная доля пришлась на показатель 4-10 дебиторов.
В 2010 году распределение между пользователями факторинга и новичками на рынке практически было не заметно. В 2011 различие стало более явным: доля пользователей факторинга с небольшим количеством дебитов (до 4-х) в 2011 году почти в 3 раза меньше, чем у новичков. Лидером среди пользователей факторинга в 2011 был сегмент «4-10» дебиторов.
Продолжительность товарного кредита выросла и, по всей видимости, продолжит расти – бизнес платит увеличением отсрочки за рост выручки. Ситуация пока не критична – до 120 дней пока добрались лишь единицы, основная масса укладывается в 30-60 дней.
Отсрочка платежа не сильно зависит от того пользуется компания факторингом или нет: по 2010 году разницы фактически не заметно, а в 2011 наблюдаются незначительная разница между 1 и 2 месяцами отсрочки, но ее колебания не столь существенны – находятся в пределах 10%.
Картина в целом отражает нормальную ситуацию для растущего рынка - основным локомотивом роста рынка остается бизнес клиента, который в свою очередь хочет видеть в факторе дополнительный катализатор, с которым комфортно и удобно работать. Мы прогнозируем, что в 2012 году сохраниться рост активной неудовлетворенности факторами со стороны клиентов: для рынка 2012 сохраняется ориентация на рост и существующим клиентам уделяется не столь много внимания со стороны факторов. Ситуация начнет меняться когда рост рынка существенно замедлится, и факторы начнут обращать больше внимания на существующих клиентов, а не на потенциальных.
Источник: Factorings.ru Александр Чекрыгин, руководитель проекта