Ведущие факторинговые компании ожидают ужесточения конкуренции в своих рядах

07.04.2008 17:38

По оценкам экспертов, лидерами факторинга в России являются пять игроков, которые занимают от 70% до 80% рынка. Между тем, по признанию самих игроков, в своей деятельности они практически не пересекаются и не являются конкурентами, однако не исключают, что уже в текущем году ситуация в корне изменится.

По оценкам экспертов, лидерами факторинга в России являются пять игроков, которые занимают от 70% до 80% рынка. В Сибирском федеральном округе доля компаний-лидеров, по некоторым оценкам, доходит до 89%. Между тем, по признанию самих игроков, в своей деятельности они практически не пересекаются и не являются конкурентами. Хотя собеседники «КС» не исключают, что уже в текущем году ситуация в корне изменится.

Интересы пока не пересекаются

Директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов считает, что в настоящий момент список лидеров факторингового рынка в России несколько сузился. В VIP-круг входят четыре компании: «Еврокоммерц», ОАО «Промсвязьбанк», НФК и «Петрокоммерц». (Для сравнения: в прошлом году многие эксперты включали в этот список НОМОС-БАНК либо МФК «ТРАСТ».) Директор по маркетингу МФК «ТРАСТ» Людмила Климанова, считает что речь все-таки идет о пяти компаниях-лидерах. Она отмечает, что, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» и согласно рейтингу РБК, ведущими компаниями, работающими на рынке факторинга в России, являются пять игроков: «Еврокоммерц», Национальная Факторинговая Компания, Промсвязьбанк, «Петрокоммерц», МФК «ТРАСТ». Данные пять компаний на 1 июля 2007 года занимали 73% рынка России.

Аналогичный расклад сил характерен и для региональных рынков. В частности, по словам госпожи Климановой, пять ведущих игроков по итогам 2007 года занимают 89% факторингового рынка Сибири. Председатель правления Национальной Факторинговой Компании Михаил Трейвиш также считает, что список компаний-лидеров, как правило, справедлив для любого региона РФ, где присутствуют операторы факторинговых услуг. «В Сибирском регионе рыночная ситуация аналогична общероссийской, и ведущие четыре игрока занимают около 80% рынка. «Еврокоммерц« является лидером среди них. Стоит отметить, что в большинстве стран Европы наблюдается аналогичная ситуация. Как правило, у крупнейшего игрока — 20–30% рынка, а на долю нескольких остальных компаний приходится еще 50% рынка», — соглашается директор по развитию бизнеса Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов компании «Еврокоммерц» Николай Александров.

Опрошенные «КС» эксперты отмечают, что игроки-лидеры охватывают совершенно разные сегменты и между собой практически не конкурируют. «Причина в том, что рынок факторинга в России на настоящий момент продолжает активно развиваться, и каждый из названных игроков в основном работает на выбранном изначально сегменте. Безусловно, случаются моменты пересечения интересов, но происходит это не часто, — поясняет господин Носов. — Аналогичное положение вещей сохраняется и на региональных рынках, в том числе в Сибирском федеральном округе». «Конкуренция в области предоставления факторинговых услуг ощущается весьма слабо, — соглашается Людмила Климанова. — На рынке России присутствует всего 30 игроков, что является ничтожно малым количеством по сравнению, например, с банками. При этом Сибирский регион всеми компаниями признается как наиболее перспективный, если судить по количеству точек продаж факторинговых услуг — 43 представительства крупнейших участников рынка факторинга». Николай Александров также отмечает, что потенциал рынка факторинга очень велик. «Еврокоммерц» видит его как весь рынок товарных отсрочек. По словам господина Александрова, общий объем российского рынка отсроченных платежей в торговле в 2007 году оценивался в $240–250 млрд, а факторинг занимал всего около 10% рынка этого рынка. Таким образом, в условиях растущего спроса на услугу около 90% клиентов любого фактора — новые клиенты. Это и объясняет отсутствие жесткой конкуренции среди игроков рынка — слишком велик потенциал его роста.

Сегментные предпочтения

Если рассматривать деятельность компаний-лидеров детально, то, по мнению Людмилы Климановой, существенно по сегменту клиентов отличается только банк «Петрокоммерц», который обслуживает исключительно крупную клиентуру и имеет очень небольшое количество клиентов (не более 100). По данным за 2006 год, «Петрокоммерц» в Сибирском регионе не работал. Спецификой ОАО «Промсвязьбанк», по словам Виктора Носова, является то, что он ориентирован на работу с предприятиями крупного и среднего бизнеса, так как эти сегменты являются менее рискованными, чем малый бизнес. Кроме того, на начальном этапе развития факторингового направления деятельности в банке была необходимость оперативно заявить о себе и максимально быстро увеличить долю на рынке.

Стратегия МФК «ТРАСТ» заключается в региональном развитии и работе с сегментом предприятий среднего и малого бизнеса: доля предприятий СМБ в общем количестве клиентов компании составляет более 90%.

Целевой сегмент «Еврокоммерц» — также в основном растущий малый и средний бизнес. Ориентируясь на потребности и нужды клиентов, в 2007 году компания запустила уникальную для российского рынка линейку продуктов, позволяющую предпринимателю получить необходимое финансирование в кратчайшие сроки и на выгодных условиях. Перед началом разработки продуктовой линейки были проведены глубокие исследования потребностей малых и средних компаний. На основе этих исследований специалисты «Еврокоммерц» разработали четыре новых стандарта на рынке факторинга: безлимитное факторинговое финансирование, безрегрессный (безрисковый) факторинг на новых клиентов, выдача финансирования за шесть часов, финансирование от закупки товара (финансирование и закупки, и продажи). «По мнению многих как российских, так и зарубежных экспертов, продуктовая линейка, разработанная специалистами нашей компании в 2007 году, является одним из самых интересных проектов в индустрии факторинга за последние несколько лет. Во многом благодаря такому инновационному подходу нам удалось укрепить лидирующую позицию на рынке факторинга в России», — уверен Николай Александров.

Михаил Трейвиш отмечает, что одним из наиболее интересных направлений является факторинг в виде покрытия кредитных рисков. Только в НФК в 2007 году данный вид услуги в общей структуре потребления превысил 30%. «С ростом конкуренции на рынке все более интересной нишей становится предоставление отсрочки платежа покупателям со стороны российских предприятий. В Европе товарный кредит используют от 70% до 80% компаний-поставщиков. В России эта цифра пока существенно меньше, но уже отчетливо просматривается тенденция стабильного роста спроса на продукты, позволяющие предприятиям переходить на более лояльную для их клиентов схему расчета — отсрочку платежа при гарантии отсутствия ощутимого роста проблемной задолженности. В НФК в 2007 году объем продаж продукта «Факторинг-Гарант« (поручительство НФК за дебиторов клиента, которое дает возможность клиенту не возвращать факторинговое финансирование по истечении срока отсрочки платежа) возрос более чем в четыре раза», — говорит собеседник «КС».

 

Удержать позиции

Представители всех компаний-лидеров, участвующих в обзоре, заявили о том, что намерены в дальнейшем удерживать завоеванные позиции и в целом в России, и в регионах. Промсвязьбанк планирует сохранять лидирующее положение на своем сегменте, продолжая следовать принципу «финансирование в течение 24 часов с момента предоставления документов». Также в банке отметили, что собираются совершенствовать ассортиментную линейку факторинговых продуктов. «На данный момент ОАО «Промсвязьбанк» представлено во многих городах Сибирского региона, что свидетельствует о нашем стремлении занять в округе лидирующие позиции, — отмечает Виктор Носов. — В 2007 году доля филиалов в общем объеме факторинговых операций ОАО «Промсвязьбанк« составила 49%. На 2008 год мы ставим планы по дальнейшему увеличению этого показателя. В такой ситуации мы не исключаем возможности пересечения интересов с другими крупными игроками».

В МФК «ТРАСТ» отмечают, что доля Сибирского региона в объеме общероссийского рынка факторинга составляет 8,3%, а в объеме компании на данный момент — 22,2%, что на 14% превышает долю факторинга в Сибирском регионе по отношению к объему факторинга в России. «Свои перспективы мы оцениваем крайне высоко. Уже в начале этого года наша компания занимала пятое место по объему уступленной дебиторской задолженности и третье место по количеству клиентов. Стратегическая цель к концу 2008 года — Топ-3 по всем ключевым показателям», — говорит Людмила Климанова.

В НФК делают ставку на инновационность — в ближайшее время продуктовая линейка компании претерпит изменения. «Кроме того, мы будем и дальше развивать и оттачивать нашу систему риск-менеджмента. В ближайшее время прогнозируем некоторый рост рисков, связанных с текущей гиперактивностью и агрессивными продажами некоторых компаний без должного понимания специфики факторингового риск-менеджмента. И поскольку совершенно не в наших интересах наблюдать, как будут «заваливаться« отдельные игроки рынка, мы уже сегодня готовы предложить услуги не только нашим непосредственным клиентам — поставщикам товаров и услуг, но и банкам и факторам, — заявил господин Трейвиш. — Достигнутый уровень развития позволяет брать на аутсорсинг ключевой элемент бизнеса, а именно риск-менеджмент, который в НФК на сегодняшний день соответствует мировым стандартам факторинга».

Эксперты также прогнозируют, что активизация деятельности приведет к ужесточению конкуренции между ведущими игроками рынка, которые будут заходить на территорию друг друга. «Не думаю, что в ближайшее время на рынке факторинга появятся новые сколько-нибудь значительные игроки, которые внесут дополнительные изменения. Во всяком случае не в этом году», — говорит Климанова. А в НФК не исключают, что в перспективе число лидеров может сократиться. «У меня есть твердое убеждение, состоящее в том, что конечное число игроков на российском рынке будет составлять пять-шесть факторов. Есть тенденция: в европейских странах на тройку крупнейших игроков в среднем приходится 84% рынка. Так будет и в России», — прогнозирует Михаил Трейвиш. Николай Александров также считает, что расстановка сил на рынке факторинга значительно не изменится, поскольку он является высококонцентрированным и число игроков здесь невелико. Эксперт связывает это и с высокими барьерами входа. Во-первых, для того чтобы продавать услуги факторинга, нужно создать свою сеть дистрибуции, а это совсем непросто. Как показывает практика, банковская сеть продаж или сеть страховой компании не подходит для продвижения факторинга. Второй серьезный барьер — факторинговая компания должна иметь систему менеджмента, состоящую из компетентных специалистов, отлаженных бизнес-процессов и высокотехнологичного программного обеспечения. И наконец, третий барьер заключается в наличии соответствующей экспертизы и продукта, на нее опирающегося. «Чтобы иметь возможность предлагать качественный сервис, нужно обладать экспертными ресурсами для оценки рынков малого и среднего бизнеса — ведь именно на них прежде всего ориентирован факторинг. Чтобы финансировать такие компании, нужно очень хорошо разбираться в специфике торговых сделок и ориентироваться не на кредитные, а скорее на репутационные истории отношений между поставщиками и покупателями. Эти статистические данные нужно не только собрать и накопить, но и уметь ими правильно пользоваться. В противном случае очень сильно возрастают риски потери денег. При этом подобную статистическую информацию невозможно купить — ее можно только наработать, — говорит господин Александров. — У нас, например, на то, чтобы накопить подобную базу, ушло около семи лет».

К тому же в РФ по-прежнему нет четкого определения, что же такое факторинг. Отсутствие законодательно зафиксированного понятия дает возможность факторинговым компаниям и банкам осваивать рынок товарного кредитования, в рамках которого некоторые игроки максимально быстрыми темпами пытаются нарастить свои факторинговые обороты, принимая на обслуживание почти каждого клиента, который обращается к оператору услуг. «Пренебрежение элементарными законами специализированного факторингового риск-менеджмента, необходимого с позиции международной практики и опыта, приведет к тому, что подобным путем мы вряд ли получим цивилизованный и устойчивый рынок факторинга на долгосрочную перспективу: факторинговые услуги априори не могут быть стандартизированными и массовыми продуктами без ущерба рисковым составляющим, — комментирует Михаил Трейвиш. — До боли знакомый пример: «плачевные« результаты массового и бурного роста ипотечного кредитования в США. Соответственно, закономерно наличие различий между игроками рынка в уровне и качестве факторингового сервиса, который подразумевает в реальности, а не декларативно — управление дебиторской задолженностью, покрытие кредитных рисков по покупателям, информационно-аналитическое обслуживание, клиентский сервис, дистанционное обслуживание и тому подобное. Сложность не в том, что факторинг, состоящий только из финансирования (по своей сути — инвойс дискаунтинг), — неправильный продукт: есть множество клиентов (зачастую это крупные компании), которым как раз необходимы просто деньги под дебиторскую задолженность. Сложность в том, что, поскольку нет четкого определения, ряд компаний говорит о таком продукте, как о полном коммерческом факторинге, а клиент не совсем понимает, почему у одних факторинг условно стоит чуть больше банковского кредита, а у других он на порядок дороже».

Источник: "Континент Сибирь" Юлия ДАНИЛОВА

Упомянутые компании 
Eurokommerz 
Номос-банк 
Совкомбанк Факторинг 
Петрокоммерц 
МСП Факторинг 



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.




© 2007—2022 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Реклама   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ