Малый бизнес будет востребован завтра

19.05.2008 14:30

Пока факторы не торопятся брать на обслуживание небольшие компании.Ведь такие клиенты хоть и готовы платить высокие комиссии, но по большей части не имеют прозрачной структуры бизнеса, финансово неустойчивы и чувствительны к проблемам рынка.

Пока факторы не торопятся брать на обслуживание небольшие компании.
Ведь такие клиенты хоть и готовы платить высокие комиссии, но по большей части не имеют прозрачной структуры бизнеса, финансово неустойчивы и чувствительны к проблемам рынка.

Как уверяют факторы, их продукт идеален для малого бизнеса. «Факторинг настолько гибок и многофункционален, что может решить как отдельные потребности компании малого бизнеса в оборотном капитале, так и целый комплекс нужд, не связанных с финансированием, – считает генеральный директор ФК «Лайф» Александр Карелин. – Фактор берет на себя задачи по защите стратегии роста компании малого бизнеса». Это проявляется в оказании услуг по проверке благонадежности покупателей (дебиторов) клиента, в контроле и управлении их платежной дисциплиной с целью предотвращения просрочек и выявлении на ранних стадиях возможных проблем с оплатой поставок. Факторинг также позволяет решать проблемы, связанные с кредитными рисками – компании могут застраховать свою задолженность у фактора в случае неоплат дебиторов (безрегрессный факторинг). Кроме того, дает возможность решать проблемы с просрочками покупателей и кассовыми разрывами, поддерживая компанию ресурсами на весь период просрочки. Также, отмечает Александр Карелин, использование факторинга вместо кредита улучшает показатели финансовой отчетности. Факторы оказывают своим клиентам еще и юридическую помощь, помогают правильно сформировать отношения с покупателями.

Причины ограниченности

Однако, призналось большинство опрошенных «Ко» экспертов, несмотря на все преимущества, факторингом пользуется лишь незначительная часть представителей малого бизнеса. Как объясняет заместитель председателя правления банка «Финсервис» Ирина Генкель, причиной тому – нежелание факторов принимать на обслуживание небольшие компании: «До недавнего времени они вообще не были готовы работать с малыми и средними компаниями, так как их бизнес не всегда прозрачен и понятен. Это не позволяло комплексно оценить риски». Подобные риски для малого бизнеса намного сильнее, чем для крупных организаций. «Малые и средние компании в большей степени подвержены воздействию рынка, а также изменений законодательной и нормативной баз, – рассказывает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. – По этой причине многие факторинговые компании до определенного момента опасались начинать сотрудничество с индивидуальными предпринимателями и представителями малого бизнеса». Однако по мере внедрения прогрессивных систем оценки рисков, расширения информационной базы по дебиторам, а также создания и адаптации факторами продуктов, удовлетворяющих потребностям малого бизнеса, описанные препятствия постепенно преодолеваются, отмечает Виктор Носов.

Но обвинять в том, что эта услуга получила небольшое распространение в сегменте малого бизнеса, лишь самих факторов – несправедливо. Низкая популярность факторинга у малого бизнеса в первую очередь связана со слабой информированностью потребителей, уверены эксперты. «Факторинг как финансовый инструмент еще не совсем понятен отечественным предпринимателям, – рассказывает директор кредитного департамента СДМ-банка Сергей Козлов. – Тогда как в отличие от классического кредитования он не требует твердого залога. Поэтому получить финансирование по схеме факторинга для малого бизнеса легче, чем взять кредит».
Еще одна причина, по которой пока тормозится распространение факторинга в малом бизнесе, – молодость самого рынка. «В активную фазу развития этот вид бизнеса вошел лишь 4 года назад, когда количество активных операторов услуг увеличилось с 3 – 4 до 10 – 12, – рассказывает заместитель председателя правления банка «Национальная факторинговая компания» (НФК) Антон Мусатов. – До прошлого года большинство факторов «обкатывали» свои услуги на среднем и крупном бизнесе как на менее рискованных сегментах: поскольку средний и крупный бизнес в России гораздо прозрачнее и понятнее для кредитных организаций».

Будущее за малым

Почти любой рынок приходит в процессе развития к тому, что самых лучших клиентов закрепляют за собой крупнейшие игроки. Тем, кто стремится к наращиванию бизнеса, приходится переориентироваться на другую клиентскую аудиторию. Путь от борьбы за крупные компании к активному привлечению представителей среднего, а потом и малого бизнеса в России уже прошли банковский и лизинговый рынки. Теперь настала очередь факторинга. «Сейчас, когда рынок крупной корпоративной клиентуры практически полностью поделен, конкуренция за крупных клиентов значительно обострилась, а основным конкурентным преимуществом в данном сегменте стало снижение стоимости услуг, более доходными и выгодными клиентами являются компании малого бизнеса», – подтверждает Ирина Генкель из «Финсервиса». Многие факторы разработали специальные продукты для некрупных компаний, а некоторые определили сферу малого бизнеса как целевую группу потенциальных клиентов. Учитывая значительную потребность ее в факторинге, а также все возрастающий интерес факторов, можно сказать, что основным источником роста рынка факторинга в 2008 году станут именно представители малого и среднего бизнеса, считает Ирина Генкель.

Тенденция налицо, но сказать, что все без исключения факторы бросились привлекать на обслуживание небольшие компании, тоже нельзя. По мнению исполнительного директора компании «Система Фактор» Сергея Бабичева, сейчас, скорее, наблюдается выбор специализации. Кто-то ориентируется на крупных клиентов, а кто-то – именно на компании малого и среднего бизнеса. «Факторинговое обслуживание малого бизнеса является наиболее доходной нишей рынка, но и одновременно – наиболее рискованной, – рассказывает Сергей Бабичев. – Но я не могу сказать, что охват сегмента малого бизнеса активизировался только после того, как лидеры рынка поделили всех крупных клиентов. Спрос на рынке факторинга в России остается еще очень высоким во всех секторах бизнеса».

Экспертные оценки того, насколько велика доля малого бизнеса на нынешнем рынке факторинга, сильно разнятся. Независимые аналитики считают, что в обороте факторинговых компаний она составляет около 15%. А некоторые игроки рынка утверждают, что сейчас на малый бизнес приходится приблизительно 40% – 50% всего оборота. Эксперты сходятся лишь в одном – эта доля будет расти.

«Учитывая, что российский рынок факторинга растет быстрыми темпами (прирост составляет 80 – 100% в год), мы наблюдаем и стремительный рост объема услуг для малого бизнеса», – рассказывает директор по стратегическим маркетинговым исследованиям ФК «Еврокоммерц» Константин Лебедев. «Если говорить о перспективе применения факторинга для малого бизнеса, то при благоприятной конъюнктуре (в частности, поддержке со стороны государства) в ближайшие 2 – 3 года представители малого бизнеса составят существенную долю клиентских портфелей факторинговых компаний», – соглашается Антон Мусатов из НФК. Ну а если процедуры обслуживания клиентов из малого бизнеса будут стандартизированы, то с точки зрения рентабельности операций (издержки снизятся, и поэтому вырастет прибыль) обслуживание таких клиентов станет привлекательнее, чем работа со средними и крупными компаниями, прогнозирует эксперт.

Тогда как потенциал спроса на факторинг со стороны малого бизнеса исчерпать будет сложно. «Сейчас для части компаний малого и среднего бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей факторинг является зачастую единственным способом финансирования и управления дебиторской задолженностью», – подтверждает Александр Карелин из ФК «Лайф». С этой позиции у факторинга неограниченные перспективы развития. Причем динамика во многом будет зависеть от активности факторов в области информирования малого бизнеса и популяризации своих услуг как стратегического инструмента роста именно для небольших компаний, считает Александр Карелин.

А если учесть, что малый бизнес для факторов – это клиенты «на вырост», то перспективы развития этого рынка кажутся радужными. «Малый бизнес в России – это, как правило, бизнес, который не остается малым на протяжении нескольких поколений владельцев, как, допустим, семейный ресторан где-нибудь в Западной Европе, – объясняет Константин Лебедев из «Еврокоммерца». – Российский малый бизнес, особенно в нынешнее время бурного развития – это бизнес, который тяготеет к тому, чтобы быстро становиться средним и далее – крупным, а задача факторов – помогать ему в этом».

Как стать клиентом

Уже сейчас для малых компаний это не представляется проблемой. «Однако надо понимать, что факторинговая компания – не благотворительная организация, раздающая финансовую помощь налево и направо, – предостерегает Сергей Бабичев из «Системы Фактор». – Поэтому необходимо с пониманием относиться к процедурам оценки рисков, которые проводят факторы в отношении малых компаний». Эксперт не стал кривить душой и признался, что именно оценке деятельности компаний малого бизнеса уделяется повышенное внимание.

В то же время значительная часть рисков концентрируется на дебиторах. Поэтому для того, чтобы фактор не отказался от работы с малой компанией, она должна удовлетворять комплексу критериев, главный из которых – понятный и прозрачный бизнес, объясняет Сергей Бабичев. По его мнению, для фактора главное – стабильность и перспективность отношений. Вообще малые компании зачастую недостаточно внимания уделяют документам, сетует Сергей Бабичев. А для снижения рисков фактора важна именно эта составляющая, чтобы обеспечить законность денежных требований.

«Факторинговое финансирование выплачивается только на основании отгрузочных документов, поэтому факторы предъявляют достаточно жесткие требования к оформлению накладных, которые не всегда соблюдались в компании раньше, – рассказывает Ирина Генкель из «Финсервиса». – Несоблюдение этих требований часто ведет к отказам в выплате финансирования, а в случае систематического нарушения правил заполнения отгрузочных документов – и к отказу от работы с клиентом. Эту проблему многие факторы уже научились решать путем проведения семинаров для сотрудников клиента, где рассказывают о всех требованиях к оформлению бумаг и помогают компании систематизировать документооборот».
«Главной помехой в сотрудничестве факторов с малыми предприятиями является нежелание последних полностью раскрывать свой бизнес», – соглашается Ирина Генкель. Такой подход затрудняет оценку рисков по сделкам, поэтому факторы, ввиду недостатка информации, часто принимают решение об отказе от сотрудничества с такими компаниями, рассказывает Ирина Генкель. Вторая трудность, по ее мнению, состоит в том, что большая часть банков и факторинговых компаний при оценке клиента рассматривают лишь официальную выручку и финансовые показатели. «К сожалению, финансовое состояние компаний из сектора малого и среднего бизнеса, исходя из официальной отчетности, не всегда позволяет установить лимит финансирования, удовлетворяющий запросу клиента, а часто просто не дает возможности начать сотрудничество с клиентом», – сетует Ирина Генкель.

Источник: Деловой еженедельник "Компания" Константин Фрумкин

Упомянутые компании 
Eurokommerz 
Совкомбанк Факторинг 
СИСТЕМА Фактор 
МСП Факторинг 
Лайф Факторинг 
СДМ Банк 



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.




© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ