Фактор надежды

15.06.2009 17:05

Растерявший с кризисом темпы роста рынок факторинга ждут изменения. С апреля этим видом деятельности может заниматься любая компания — это позволит банкам вывести факторинговый бизнес из-под контроля Центробанка.

Растерявший с кризисом темпы роста рынок факторинга ждут изменения. С апреля этим видом деятельности может заниматься любая компания — это позволит банкам вывести факторинговый бизнес из-под контроля Центробанка. Но прежнего роста в секторе уже не ждут.

До 2008 года факторинговый рынок три года подряд показывал рост в 75–90%. В 2008−м темпы резко снизились до 14–16%. Имеющий ярко выраженную отраслевую ориентацию вид банковского бизнеса стал проблемным для многих кредитных организаций. Одни ушли до лучших времен, остальные сократили объемы финансирования и пересмотрели принципы работы с клиентами.

В апреле вступили в силу поправки в ст. 825 второй части Гражданского кодекса РФ. В новой редакции предусматривается право коммерческих организаций заключать договоры финансирования под уступку денежного требования (а это и есть факторинг) в качестве финансового агента. До этого такое право было только у банков и имеющих лицензию коммерческих организаций. Участники рынка смотрят на эти изменения настороженно.

Впрочем, даже гипотетическое появление новых игроков не подвигает специалистов к оптимистическим оценкам развития сегмента в текущем году. По мнению экспертов рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2009 году мы не увидим высоких темпов роста. Сохранение объемов факторинговых сделок на уровне значений 2008 года уже можно будет назвать успехом. Игроки в целом ожидают темпов роста в 5%.

Немного теории

Темпы роста факторингового рынка действительно впечатляли в последние годы. За пять лет — с 2002−го по 2007−й — объем российского сектора увеличился, по оценкам экспертов, с 0,2 до 11 млрд долларов. По данным «Эксперт РА», в 2007 году он вырос в 1,7 раза. Продолжалось прибавление и в начале 2008−го — к его середине оно составляло уже внушительные 20,2 млрд долларов.

Но вторая половина года получилась не такой утешительной при всей специфике рынка. «Факторинговый бизнес имеет сезонный характер, объемы выплачиваемого финансирования во втором полугодии обычно превосходят показатель первого полугодия примерно в два раза. В 2008 году, по данным «Эксперт РА», объемы уступленных требований во втором полугодии не только не превзошли объемы первого, но и на четверть снизились относительно него», — рассказывает начальник отдела факторинга банка «Акцепт» Вероника Сергеева. Поэтому, считают эксперты, даже итоговые 16,7% роста можно считать хорошим результатом. Тем более если учесть, что в мире объем факторинговых операций в прошлом году вырос всего на 2%, напоминает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. Таким образом, темпы роста российского факторинга в прошлом «кризисном» году соответствуют среднемировым в «спокойные» времена, отмечает эксперт.

Кризис, впрочем, принес на рынок не только снижение темпов роста. С него начали уходить некоторые игроки. Значительное влияние на объемы оказали дефолты крупнейшего (по данным исследования «Эксперт РА» за первое полугодие 2008 года) — ФК «Еврокоммерц» (его доля на 01.07.2008 составляла 22,3%). Компания фактически прекратила финансирование клиентов с начала осени 2008 года, а в декабре допустила пять дефолтов по трем выпускам облигаций на общую сумму более 4,3 млрд рублей. Сейчас объем просроченной задолженности в компании вырос до 84%, а задолженность по основному долгу, по кредитам и займам — 28 млрд рублей (без учета программы секьюритизации в объеме 4,2 млрд рублей), около 50% составляют обязательства в долларах США. Кроме того, была проведена серия масштабных сокращений персонала (большая часть сотрудников, а до начала кризиса их было около 600 человек, уволена всего за несколько последних месяцев). Менее громким, но не менее значимым событием стала продажа факторингового бизнеса МФК «Траст» банку ВТБ. Покинувших рынок было, конечно, больше. Многие просто свернули деятельность в сфере факторинга. «Ряд компаний, которые предоставляли услуги факторинга, параллельно фондируясь в банках, потеряли доступ к ресурсам, что привело к сужению предложения», — говорит советник исполняющего обязанности директора Западно-Сибирского филиала Росбанка Александр Болотов.

Впрочем, не все считают, что в проблемах виноват только кризис. «Случилось это по причине того, что эти участники рынка сделали ставку на агрессивный рост в ущерб риск-менеджменту, полагаясь на покрытие потерь за счет постоянного притока новых клиентов. Безотказно работавшая в безбедную пору схема оказалась нежизнеспособной, когда стал очевидным тот факт, что качество их активов оставляет желать лучшего. У отдельных факторов доля проблемной дебиторки в портфеле, судя по отчетности, достигла астрономического уровня — более 80 процентов. Профессионалам очевидно, что кризис сам по себе не мог стать причиной потерь такого масштаба», — отмечает директор новосибирского представительства Национальной Факторинговой Компании Сергей Радько.

Оптовики вышли на первое место

У факторингового рынка есть и другая особенность — ярко выраженная отраслевая направленность. «Вечные ценности» факторинга — это ориентация на конечный розничный спрос, то есть товары народного потребления и непродовольственные товары потребительского назначения», — констатирует Сергей Радько. В «Эксперт РА» отмечают, что если в 2007 году лидерами по темпам роста были обрабатывающие производства и строительство, а доля предприятий оптовой торговли падала, то в 2008 году наблюдалась прямо противоположная тенденция. Она обусловлена стремлением факторинговых компаний и банков в условиях кризиса работать с понятными рисками и финансировать клиентов из традиционных для факторинга отраслей.

По словам Виктора Носова, чем больше срок оборачиваемости средств в отрасли, тем меньше ее привлекательность для факторинга. Отсрочка платежа поставщикам в розничных сетях составляет 45–75 дней. В эти сроки ретейлеры рассчитывают реализовать товар конечным потребителям. В продуктовой рознице сроки чуть меньше, в непродуктовой (сегмент DIY, бытовая техника и электроника) — больше. «Если проанализировать структуру отраслей по критерию сроков оборачиваемости капитала в условиях кризиса, то в «красной зоне» для факторинга окажутся строительство, машиностроение, металлоторговля, предметы роскоши», — говорит Виктор Носов.

Изменения происходят не только в отраслевом, но и в региональном разрезе. Доля Сибирского федерального округа, например, падает. По данным «Эксперт РА», доля СФО в обороте в прошлом году снизилась на 3,6%. И округ делит 5–6 места с Южным федеральным округом (по 4,6% от общероссийского оборота рынка). Есть и более оптимистичные оценки. Например, по информации ИК «Финам», последние годы развитие российского сегмента факторинга обеспечивалось прежде всего за счет регионов. При этом наибольший вклад в развитие вносили Уральский и Сибирский федеральные округа. «По нашим оценкам, сибирский рынок факторинга в последние годы рос на уровне 90–100 процентов ежегодно, и лишь по итогам 2008 года динамика замедлилась и составила порядка 35–45 процентов. В абсолютном выражении объем сектора СФО насчитывал 48–55 миллиардов рублей, что соответствует примерно 8–9 процентам от совокупного объема рынка факторинга в РФ», — приводит данные аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева.

Но все эксперты сходятся в том, что насыщенность сибирского рынка существенно меньше, чем в центральных регионах. Это отчасти и определяет рост. «Количество основных игроков и объем сделок по факторингу в СФО существенно меньше. Насыщенность рынка предложениями данных услуг в регионе также меньше. По большому счету, данное положение вещей сформировалось исторически и зависит от концентрации финансовых потоков», — объясняет Александр Болотов.

Стоп-машина

В любом случае требования, которые предъявляют сегодня факторы к потенциальным клиентам, существенно ужесточились. Большинство экспертов даже относят эту тенденцию к одной из основных в настоящее время. «Сейчас факторы проводят более сбалансированную и взвешенную политику финансирования в связи с возросшими рисками. Банки и факторинговые компании уделяют пристальное внимание разработке и совершенствованию риск-менеджмента, а также оптимизации своих бизнес-процессов», — говорит Вероника Сергеева. По ее словам, отмечается и тенденция, когда покупатели сами очень заинтересованы в получении товарных кредитов, поскольку доступ к традиционным формам кредитования у них затруднен. Раньше в факторинге были больше заинтересованы поставщики для привлечения покупателей.

Законодательные изменения, которые принес апрель, оцениваются участниками двояко. «Это практически никак не отразится на рынке с точки зрения российских игроков. Возможно более активное появление западных компаний», — говорит начальник управления факторинговых операций МДМ-Банка Сергей Подкорытов. В целом с ним согласен и Виктор Носов, который отмечает, что в условиях кризиса и недостатка ликвидности открытие доступа на рынок факторинга любым коммерческим организациям не должно сказаться на конъюнктуре. «Разве что усилятся позиции компаний, имеющих доступ к государственным средствам. Это в первую очередь так называемые институты развития и государственные корпорации. С помощью факторинга они могут решать проблему отсутствия оборотных средств у государственных же предприятий», — полагает он. Но как только кризис сменится ростом и финансовая система наполнится ликвидностью, может возникнуть ситуация, при которой риски работы с факторинговыми компаниями взлетят до небес, комментирует Виктор Носов.

По мнению Вероники Сергеевой, с одной стороны, поправки в Гражданский кодекс позволят банкам выделять факторинговый бизнес в отдельные коммерческие небанковские организации, чтобы вывести его из-под контроля Центробанка, инструкции которого зачастую противоречивы в части факторингового финансирования. «Крупные производственные холдинги теперь имеют возможность организовать собственный факторинговый бизнес, который сегодня является одной из наиболее рентабельных областей финансовой деятельности, для эффективного инвестирования свободных средств», — поясняет Вероника Сергеева. Но, с другой стороны, отмена лицензирования без появления компетентного регулирующего органа может привести к повышенным рискам для факторов, а, соответственно, и для клиентов, потому что деловая среда в нашей стране недостаточно прозрачна и понятна, полагает эксперт.

Так или иначе, подвигов от рынка факторинга в этом году сами участники не ждут. «Период бурного роста закончился», — констатирует Сергей Радько. «До конца года возможен рост неплатежей, дальнейшее сужение предложения. Ситуация будет меняться в лучшую сторону тогда, когда начнутся положительные тенденции в экономике в целом», — считает Александр Болотов.

А в Промсвязьбанке ожидают роста в пределах 5% в 2009 году — по оптимистическому сценарию, а также некоторое увеличение оборотов по факторингу компаний и банков с государственным участием. «На рынке будут доминировать банки и аффилированные с ними факторинговые компании, имеющие доступ к дешевому фондированию. Спрос на факторинг со стороны предприятий пищевой и обрабатывающей промышленности будет расти и удовлетворяться в пропорциях, соответствующих объему ликвидности в банковской системе. В регионах, в том числе в Сибирском федеральном округе, обороты по этому виду деятельности могут снизиться, региональная экспансия факторов замедлится, однако число клиентов будет расти», — резюмирует Виктор Носов.

Источник: "Эксперт Сибирь" (Новосибирск)

Упомянутые компании 
Совкомбанк Факторинг 
МСП Факторинг 
МДМ-Банк 
ВТБ Факторинг 



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.




© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ