Факторы успеха

25.06.2009 14:25

Сегодня существует две точки  зрения на судьбу факторинга. Первая заключается в том, что из всех секторов рынка финансовых услуг негативное воздействие кризиса сильнее всего отразилось на факторинге. Сторонники второй констатируют, что многие предприятия оказались отрезанными от кредитов, а потому факторинг стал очень востребованным.

Сегодня существует две точки  зрения на судьбу факторинга. Первая заключается в том, что из всех секторов рынка финансовых услуг негативное воздействие кризиса сильнее всего отразилось на факторинге. Сторонники второй констатируют, что многие предприятия оказались отрезанными от кредитов, а потому факторинг стал очень востребованным.

Редакция «Банковских Новостей» решила обратиться к Управляющему Калининградского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Альберту Зубаирову,  чтобы получить чёткую картину, как говорится «из первых рук».

Работая на рынке факторинга с 2002 года, Промсвязьбанк предоставляет клиентам комплекс высокотехнологичных финансовых услуг по всем видам факторинга – внутреннего (с регрессом и без регресса) и международного (экспортного с регрессом и без регресса и импортного).

Промсвязьбанк является абсолютным лидером российского рынка факторинга по итогам 2008 года, занимая 23,5%. С 2003 года банк входит в международную ассоциацию Factors Chain International и является, по данным FCI, лидером на рынке международного факторинга в России, осуществляя 74% операций экспортного факторинга и 73% импортного.

- Статистика говорит о том, что за 2008 год объём рынка факторинга в денежном выражении сократился на 33%. В нашей стране этот бизнес развивается всего десять лет и такие потрясения на стадии формирования, наверное, не пойдут на пользу отрасли.
Насколько развиты сегодня услуги факторинга на региональном уровне. Могут ли сегодня предприниматели обратиться к вам для получения этой формы торгового финансирования? Как это работает?


Да, конечно могут. Сегодня многие банки отказываются от факторинга в связи с нехваткой ликвидности, но Промсвязьбанк подошел к кризису подготовленным: мы своевременно пересмотрели наш риск-менеджмент, немного повысили требования и ставки, поэтому даже сейчас  продолжаем активно развивать факторинговое обслуживание. Главное достоинство факторинга заключается в том, что это не просто деньги. Факторинг – это комплексная услуга, в которую помимо финансирования, входят административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обеспечение клиента.

Расскажу на примере о том, как работает факторинг в нашем банке. Допустим, есть компания, которая занимается производством и сбытом товаров и предоставляет своим покупателям отсрочку платежа. До того момента, пока покупатель не оплатит произведенную поставку, денежные средства продавца фактически являются замороженными. У него есть возможность продавать большее количество товара, но нет средств для закупки сырья для производства. Вот здесь Промсвязьбанк и может оперативно помочь, достаточно лишь подписать договор факторингового обслуживания. Итак, продавец предоставляет в банк счет-фактуру и накладную с отметкой покупателя о получении товара. Банк в этот или на следующий день выплачивает финансирование в размере 90 % от указанной в счете-фактуре суммы. Получив деньги, предприятие направляет их по своему усмотрению (мы не отслеживаем целевое использование выданных денежных средств): либо на закупку сырья, либо на уплату налогов, либо на другие цели. Например, получив деньги сразу после отгрузки, клиент может сэкономить 1–3 % и, не пользуясь коммерческим кредитом заплатить своему поставщику. Кроме того, наш клиент может предложить своим покупателям льготные условия, например, увеличить отсрочку платежа или повысить лимит товарного кредита. По истечении срока отсрочки покупатель производит платеж на специальный факторинговый счет в Промсвязьбанке. Банк переводит оставшуюся сумму клиенту за вычетом комиссии. Такой цикл может повторяться бесконечно, причем клиент сам определяет, сколько ему нужно средств, и на какое время. Подобная схема факторинга действует и для предприятий, занимающихся оптовой торговлей.

- Каковы секреты успеха Промсвязьбанка на рынке факторинга?

Преимущество Промсвязьбанка – гибкие тарифы и индивидуальный подход к работе с каждым клиентом. Наше лидерство на российском рынке факторинга обусловлено наличием профессиональной команды специалистов. Промсвязьбанк располагает также эффективной системой риск - менеджмента, отлаженными технологиями работы по административному управлению дебиторской задолженностью, специализированным программным обеспечением. Наконец, банк обладает достаточной ресурсной базой для развития факторинга и успешным опытом работы в этом направлении. Благодаря поддержке факторингового направления акционерами Промсвязьбанка, мы ни на один день не приостанавливали факторинговое финансирование даже в самые сложные кризисные месяцы прошлого года – в октябре и ноябре. Это предопределило наш выход на первое место по объему факторинговых операций в 2008 году, объем уступленных банку прав денежного требования составил 142 млрд рублей, или 23,5 % объема всего рынка факторинга в России.

Зачастую факторинг пытаются сравнивать с кредитом, рассматривая его в качестве альтернативы. Каковы преимущества факторинга перед кредитованием и, в особенности в кризисное время?

Преимущества факторинга стали наиболее очевидны именно в связи с кризисом. Среди них отмечают сокращение кассовых разрывов, повышение финансовой устойчивости, возможность постоянного увеличения товарооборота и своевременного расчета с поставщиками.

Если до кризиса многим компаниям факторинг казался сложным продуктом, который банки выдумали в качестве альтернативы кредитам на пополнение оборотных средств и овердрафтам, то за последние полгода ситуация начала кардинально меняться.

Кредиты подорожали, залоги принимаются с солидным дисконтом, требования к заемщикам возросли. Где, например, оптовику, работающему с федеральной торговой сетью на условиях отсрочки платежа, взять деньги для сокращения кассовых разрывов, выплаты зарплаты, осуществления текущих платежей? С залогами в торговле проблемы: недвижимость, как правило, взята в аренду, товары в обороте, особенно продукты питания, в качестве обеспечения банки принимают неохотно. К тому же с началом кризиса поставщики сырья перешли на стопроцентную предоплату, торговые сети увеличили отсрочки платежей вдвое, наконец, девальвация больно ударила по импортерам (доля импорта, например, в продуктовой рознице – свыше 40%).

Так сформировалось главное преимущество факторинга - в текущей экономической ситуации этот финансовый инструмент едва ли не единственный источник финансирования оборотного капитала компаний, осуществляющих поставки продукции в розницу на условиях отсрочки платежа.

Хочется обратить внимание на то, что расходы на факторинговое обслуживание можно отнести на себестоимость, как вы знаете, при привлечение кредита это сделать нельзя.

- Факторинг без преувеличения может стать своеобразным рычагом для подъёма экономики: его стопроцентно целевое использование на финансирование поставок товара, отсутствие залогового обеспечения и, конечно, многократный рост оборачиваемости денег. Кто является потребителем факторинговых услуг в вашем банке? Есть ли какие-то тенденции относительно определённых отраслей?

Факторинг наиболее востребован компаниями, деятельность которых предполагает систематические поставки товаров на условиях отсрочки платежа и долгосрочные перспективы сотрудничества с контрагентами. В настоящее время мы в первую очередь предоставляем факторинговое обслуживание производителям и оптовикам, работающим на рынках продуктов питания и товаров повседневного спроса среднего и низшего ценового сегмента. Торговые компании - лучшие клиенты для факторинга, их доля в обороте банка по факторингу приближается к 80%.

- В Европе когда-то факторинг называли «кредитом последней надежды», в России сегодня факторинг считают современным финансовым инструментом для прогрессивных компаний. Если компания-клиент в условиях дефицита ликвидности получает финансирование, а также целый комплекс услуг, то фактор принимает на себя множество поводов для серьёзной работы риск-менеджмента. Какие виды факторинга эффективны в наших условиях и представляют интерес для всех сторон процесса?

Как показывает российская практика, наиболее востребованным на сегодня продуктом является внутренний факторинг с правом регресса. Популярность данного вида факторинга у компаний объясняется его относительно низкой стоимостью, поскольку риск полной или частичной неоплаты поставок дебитором поставщик принимает на себя.

В нашем регионе большинство компаний ведут активную внешнеэкономическую деятельность, поэтому для них наибольший интерес представляет комплекс услуг по международному факторингу: экспортному (с регрессом и без регресса) и импортному.

Импортный факторинг позволяет вашей компании получить товарный кредит на срок до 90 дней, увеличить объем закупок, торговать на условиях открытого счета и отойти от аккредитивной формы расчетов. Экспортный – предоставить иностранным покупателям отсрочку платежа до 90, сократить кассовые разрывы и повысить финансовую устойчивость компании, ускорить процедуру получения платежа по сравнению с аккредитивной формой расчетов, обеспечить страхование риска неплатежа или несвоевременной оплаты со стороны клиента.

Мы в Промсвязьбанке предлагаем нашим клиентам полный комплекс факторинговых услуг и разные виды продуктов: внутренний факторинг с регрессом и без регресса, экспортный факторинг с регрессом и без регресса, а также импортный факторинг.

Факторинговые продукты:
  • «с регрессом» - это схема работы, предусматривающая ответственность поставщика за неисполнение либо ненадлежащее исполнение покупателем требований по оплате поставленного товара;
  • «без регресса» - это схема работы, не предусматривающая ответственности поставщика за неисполнение либо ненадлежащее исполнение покупателем требований по оплате товара. Другими словами, при работе по факторингу без регресса фактор принимает на себя риски неоплаты дебитором поставки;
  • экспортный факторинг - разновидность международного факторинга, комплекс финансовых услуг, оказываемых фактором клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности по экспорту. Экспортный факторинг также осуществляется по схемам «с регрессом» и «без регресса»;
  • импортный факторинг - это способ страхования риска неплатежа дебитора, гарантия возврата валютной выручки и отсрочки платежа по контрактам с иностранными поставщиками. Для осуществления импортного факторинга банки и факторинговые компании из разных стран заключают межфакторные соглашения и вступают в международные факторинговые ассоциации и группы.

Источник: Банковские новости (Калининград)

Упомянутые компании 
МСП Факторинг 



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.




© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ