Долги торговых сетей уходят по цене 10%

05.08.2009 13:35

Кризис не лучшим образом сказался на рынке факторинга: с одной стороны, его покинул ряд компаний; с другой — стоимость услуг факторинговых компаний для клиентов резко возросла. Иногда дисконт по выкупаемой задолженности доходит до 90%.

Кризис не лучшим образом сказался на рынке факторинга: с одной стороны, его покинул ряд компаний; с другой — стоимость услуг факторинговых компаний для клиентов резко возросла. Иногда дисконт по выкупаемой задолженности доходит до 90%.

До 2008 года включительно российский рынок факторинга рос от года к году, и к началу 2009 года его объем превысил 600 млрд руб. Однако кризис серьезно изменил ситуацию, и сейчас эксперты прогнозируют, что за год рынок если не упадет, то вырастет максимум на 5-7%, тем более что число игроков продолжает сокращаться, а некоторые банки сворачивают свои факторинговые программы.

Для клиентов факторинговых компаний это оборачивается стремительным ростом стоимости услуг. «Действительно, тенденция на рынке такова, что поставщики торговых сетей вынуждены переуступать свою дебиторскую задолженность факторинговым компаниям и банкам с дисконтом. Такой дисконт превышает традиционные докризисные 10—15%. В отдельных случаях он гораздо больше», — подтвердила BFM.ru финансовый директор сети магазинов «Магнолия» Екатерина Усольцева.

Другой участник рынка, пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что в текущей ситуации дисконты порой доходят до 90% — это происходит тогда, когда взыскать задолженность представляется маловероятным. «Средняя цифра по рынку составляет 30—49%. В результате, в основном, страдают те, кто занимается полуоптовой и оптовой торговлей, а также различные посредники между ритейлерами и производителями», — говорит собеседник BFM.ru.

Неудивительно, что в этих условиях дискомфортно себя чувствуют и факторинговые компании. В середине июля российская Ассоциация факторинговых компаний провела «круглый стол», на котором обсуждалась необходимость регулирования рынка и разработки законодательных норм для факторинга, в том числе создание собственной саморегулируемой площадки и разработка достаточно четких и признанных сообществом стандартов деятельности как для самих компаний, так и для потребителей услуги факторинга.

Речь идет в том числе о стандартизации оценки клиента, процедура которой в каждой компании своя. «Мы смотрим на мотивацию клиента. Если ему нужны деньги, чтобы «залатать дыры» или поручительство за дебиторов, которые уже почти «мертвы» и наверняка не смогут выполнить своих обязательств, то такому клиенту мы откажем», — рассказывает в интервью BFM.ru руководитель блока управления продуктовым рядом и инновациями Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу. — Наибольшим спросом у клиентов по-прежнему пользуется финансирование под уступку прав денежного требования. Также наблюдается большой спрос на услугу, связанную с покрытием риска неплатежа покупателя».

С другой стороны, круг потенциальных клиентов факторинговых компаний растет, поскольку банковские кредиты стали малодоступны. Особенно актуальна эта проблема для поставщиков торговых сетей. Так, в конце июня торговая сеть «Самохвал» предложила поставщикам перейти на схему оплаты по факторингу, когда стоимость товара будет выплачиваться в течение двух дней после поставки, а производители будут выплачивать половину стоимости банковских услуг факторинга (13,5% от суммы поставки).

Руководитель отдела IR «Дикси групп» Григорий Смоленский сообщил BFM.ru, что пока компания не использует факторинг, но планирует начать применение факторинговой схемы во взаиморасчетах с поставщиками в ближайшее время.

«Факторинг в текущих экономических условиях (удорожание кредитов, залоги принимаются с существенным дисконтом) для многих компаний является единственным источником привлечения беззалогового краткосрочного финансирования «оборотки», — полагает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов.

Однако о развитии прежними темпами (по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем рынка факторинга по итогам 2008 года вырос на 16,7%, по итогам 2007-го — на 70%) факторинговому сектору придется забыть. «Учитывая, что в четвертом квартале 2008 года ряд игроков прекратил наращивание портфеля, а отдельные игроки были вынуждены даже сократить его, при оптимистичном сценарии развития в 2009 году мы увидим сохранение прежних объемов, при пессимистичном – падение на 10-20%», — прогнозирует Корнелиу Робу.

По словам Виктора Носова из Промсвязьбанка, согласно оптимистичному сценарию, рынок факторинговых услуг в 2009 году ждет рост в районе 5%. «В то же время, если денежное предложение в финансовой системе вновь резко снизится, рынок факторинга может показать отрицательный рост. В будущем, по нашим оценкам, на рынке факторинга будут доминировать банки и аффилированные с банками факторинговые компании, имеющие доступ к дешевому фондированию», — говорит он.

Рейтинговое агентство «ЭкспертРА» прогнозирует, что в 2009 году высоких темпов роста рынка ждать не стоит — сохранение объемов предоставленного финансирования и просроченной задолженности на уровне значений 2008 года уже можно будет назвать успехом.

Источник: BFM.ru

Упомянутые компании 
Совкомбанк Факторинг 
МСП Факторинг 



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.




© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ