Внешний фактор

12.04.2010 14:57

Развитию международного факторинга в России мешают валютный контроль и привычка ряда импортеров использовать серые схемы.

В настоящее время в России доля международного факторинга от общего оборота рынка составляет около 1%. Для сравнения: в развитых странах Европы этот показатель достигает 10 - 15%. Испании, например, международный факторинг принес в 2008 году 6 млрд евро, а России - почти в 40 раз меньше, всего 150 млн евро. По итогам прошлого года рынок международного факторинга в России еще больше сжался: оборот только по двухфакторным сделкам в рамках ассоциации Factors Chain International (FCI) снизился в 4,5 раза. Этому способствовали кризис и отказ зарубежных страховщиков от работы с российскими рисками.

Факторинг с акцентом

Международный факторинг преследует те же цели, что и внутренний, - удовлетворить потребности клиента в оборотных средствах. А отличается он от классической схемы в первую очередь тем, что позволяет компаниям, ведущим активную внешнеторговую деятельность, получать финансирование под сделки с иностранными партнерами. Особенно заинтересованы в факторинговых услугах организации, работающие в высококонкурентных сегментах рынка.

По словам начальника управления факторинга ЮниКредит Банка Константина Овчарова, чаще всего это торговля товарами народного потребления. "Это высококонкурентная среда, а там, где есть конкуренция, есть и отсрочки платежей по договорам, - рассказывает эксперт. - Это же очень важный фактор привлекательности торгового предложения; при прочих равных товар купят у того, кто дает большую отсрочку. Отсрочку надо финансировать, а лучший инструмент такого финансирования - факторинг".

В двух направлениях

Международный факторинг принято разделять на экспортный и импортный. Как рассказал руководитель службы маркетинга OOO "ВТБ Факторинг" Владимир Ланев, экспортный факторинг дает клиентам традиционные плюсы: сокращение кассовых разрывов; пополнение оборотного капитала, увеличение объемов продаж в условиях ограниченного доступа к кредитным ресурсам и страхование кредитных, валютных и инфляционных рисков.

"Международный факторинг часто используют компании-экспортеры, - соглашается заместитель генерального директора факторинговой компании "Лайф" Александр Федоров. - В российских условиях речь идет, как правило, об экспорте готовой продукции в страны СНГ или сырья в страны дальнего зарубежья".

"В рамках экспортного факторинга у нас в стране преобладает такой продукт, как прямой, однофакторный, экспортный факторинг, - говорит заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу. - Это простейший продукт для сопровождения экспортных операций - преимущественно в страны СНГ, - когда поставщик из России получает от российской факторинговой компании финансирование поставок в адрес иностранного покупателя".

"При двухфакторных сделках в схеме уже участвует фактор на стороне нерезидента", - продолжает тему начальник отдела экспортного факторинга Промсвязьбанка Виктория Митрофанова. Такая схема предполагает распределение рисков и функций между двумя факторами в целях оптимизации обслуживания внешнеторговых операций.

В качестве примера Виктория Митрофанова приводит схему своей работы: "Мы находим клиента-экспортера, определяем направления - страны, с которыми будем работать по факторингу и где может быть использован экспортный или импортный факторинг. После этого отправляем заявки факторам, которые проверяют риски контрагента, если речь идет о двухфакторной модели, либо структурируем сделку, если речь идет об однофакторном экспорте с правом регресса".

Что касается импортного факторинга, то к нему чаще всего, по словам Владимира Ланева, прибегают клиенты, чьи поставщики не хотят работать с длительной отсрочкой платежа либо вообще требуют предоплату. Такая ситуация хорошо знакома многим российским импортерам, поскольку страновые риски России в настоящий момент оцениваются как достаточно высокие.

"Данный продукт позволяет иностранным факторинговым компаниям обслуживать экспортные поставки своих клиентов в Россию без риска потерь, - добавляет Корнелиу Робу, - а российским импортерам это дает возможность получать от иностранных поставщиков отсрочку платежа без необходимости предоставлять банковские гарантии или открывать аккредитивы".

Международные игроки

Чтобы заниматься международным факторингом, надо быть членом как минимум одной из двух международных факторинговых ассоциаций - FCI и International Factors Group (IFG). "Становясь членом ассоциации, фактор принимает детально формализованные правила проведения международных факторинговых сделок, получает доступ к надежной системе электронных сообщений между факторами - своего рода факторинговый SWIFT", - поясняет Константин Овчаров.

Россия в этих двух ассоциациях представлена девятью факторами. Членами IFG на данный момент являются пять компаний - Металлинвестбанк, Русская факторинговая компания, НФК, "Кофас Рус Сервисез Компани" и "ВТБ Факторинг". В FCI состоят: Промсвязьбанк, Газпромбанк, ЮниКредит Банк, "Банк Сосьете Женераль Восток" и НФК - единственная компания в России, которая является членом двух факторинговых ассоциаций одновременно.

Наиболее серьезные обороты по международному факторингу у Промсвязьбанка. Так, например, по данным FCI, оборот этой кредитной организации в 2008 году был равен суммарному обороту национальных рынков факторинга Хорватии, Болгарии, Сербии, Словении и Люксембурга (всего 30 компаний).

Потенциал есть

"Рассматривать перспективы развития рынка международного факторинга целесообразно в разрезе импортного и экспортного факторинга, - считает Корнелиу Робу, - это разные продукты для разных клиентских сегментов".

На данный момент доля экспортного факторинга в общем объеме экспорта не достигает и 1%. Основной препоной для развития экспортного факторинга остается сырьевой характер российской экономики, а факторинг в первую очередь призван обслуживать компании, производящие и реализующие товары с высокой степенью обработки.

Кроме того, ограничением, как считает эксперт, является сложное валютное законодательство. В частности, требования о репатриации валютной выручки на счета, открытые в уполномоченных банках, и требования по обязательному ведению паспортов сделок. В конечном итоге экспортерам в принципе затруднительно работать на условиях отсрочки платежа вне зависимости от того, используют они факторинг или нет. Например, если экспортер работает с отсрочкой платежа и его иностранный покупатель своевременно не оплачивает поставку, то на него может быть наложен административный штраф до 100% от невозвращенной валютной выручки. Одновременно очень сложной является процедура уступки денежного требования, номинированного в иностранной валюте, учитывая наличие такого механизма, как паспорт сделки.

Сложность развития импортного факторинга в том, что большая часть импортеров в России - посредники; это затрудняет возможность работы с ними как с дебиторами, поскольку они не гнушаются использовать серые схемы и офшорные механизмы. К непрозрачности отечественного бизнеса, говорит Владимир Ланев, также добавляется плохо прогнозируемая ситуация с прохождением товара через таможню, а еще - настороженное отношение зарубежных банков и факторов к России.

Однако все эксперты, опрошенные "Профилем", считают, что, несмотря на все эти сложности, потенциал для развития российского рынка международного факторинга есть, и по мере развития инфраструктуры этот сегмент будет лишь набирать обороты.

Источник: Профиль Москаленко Андрей

Упомянутые компании 
Совкомбанк Факторинг 
МСП Факторинг 
Лайф Факторинг 
Росбанк Факторинг 
ЮниКредит Банк 
Газпромбанк Факторинг 
ВТБ Факторинг 
Металлинвестбанк Факторинг 
Русская Факторинговая Компания 



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.




© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ