Антон Мусатов: "факторинг в России востребован, но еще не всеми распробован"

30.12.2015 12:15
Компании в материале: ВТБ Факторинг 

Несмотря на то, что российский рынок факторинга давно разменял второй десяток, многие компании еще не успели на своем опыте ощутить преимущества этого финансового инструмента. Одна из причин — стереотип, что факторинг применяется только в торговых сделках. О том, что факторинг можно использовать практически в любых отраслях, как никто знает генеральный директор ВТБ Факторинг и глава Ассоциации факторинговых компаний России Антон Мусатов.

Несмотря на то, что российский рынок факторинга давно разменял второй десяток, многие компании еще не успели на своем опыте ощутить преимущества этого финансового инструмента. Одна из причин — стереотип, что факторинг применяется только в торговых сделках. О том, что факторинг можно использовать практически в любых отраслях, как никто знает генеральный директор ВТБ Факторинг и глава Ассоциации факторинговых компаний России Антон Мусатов.

— Для каких компаний может представлять интерес факторинг?

Факторинг может быть интересен компаниям из любых отраслей: как поставщикам, которые предоставляют покупателям отсрочку платежа, так и покупателям, заинтересованным в постоплате.

— В чем суть факторинга, и как работает этот инструмент?

Схема проста. Поставщик отгружает товар или оказывает услуги покупателю на условиях отсрочки платежа. Факторинговая компания вместо покупателя перечисляет поставщику денежные средства за поставленную продукцию. Так, покупатель должен деньги за товар не поставщику, а факторинговой компании. В результате все довольны: поставщик получает деньги за товар сразу при отгрузке, покупатель получает отсрочку платежа, а факторинговая компания — комиссию за свои услуги.

Это еще не все. Имея возможность работать с покупателями на условиях отсрочки платежа, поставщик привлекает дополнительных покупателей. При этом у него не возникает недостатка оборотных средств и кассовых разрывов, а уступка коммерческого долга положительно сказывается на «карте здоровья» баланса – благодаря уступке дебиторской задолженности общий уровень кредитной нагрузки не повышается.

Одни называют факторинг пунктом обмена накладных на деньги, другие — способом снизить риски, третьи – способом беззалогового финансирования оборотного капитала. Поэтому для финансового директора факторинг – это источник фондирования, для коммерческого – инструмент роста продаж, для директора по закупкам – возможность снижения стоимости продукции. Инструмент, действительно, многогранный, который может встроиться практически в любой бизнес и его потребности.

Факторинг – это не просто деньги. Факторинг – это и минимизация рисков. Сегодня это очень важно. Для компаний, которые обращаются к факторингу, что важнее – получить деньги или защитить себя от риска?
Зачем вы приходите в ресторан – поесть или попить? Или чем вы предпочитаете обычно пользоваться за обедом — ложкой или вилкой? Думаю, ответ очевиден – понятия, как правило, неотделимы. Этим факторинг и интересен: позволяет, как говорится, «убить двух зайцев» — получить деньги и снизить риски ведения деятельности, разделив их с факторинговой компанией – интересно, не правда ли?

— В каких отраслях факторинга «больше»?

Факторинга однозначно «больше» в торговле. Дело в том, что долгое время считалось, что этот инструмент предназначен для торговых сделок – но это заблуждение. Факторинговым компаниям проще работать в знакомом сегменте — по накатанной схеме. Ведь осваивание новых ниш требует усилий, времени, квалификации. Факторинг можно использовать в абсолютно любых сделках. Главное условие — наличие текущей или будущей отсрочки платежа. Я всегда говорю: назовите мне любую отрасль, и я скажу, как применить в ней факторинг. К примеру, недавно мы профинансировали производство нескольких телесериалов для одного из федеральных каналов. Факторинговое финансирование покрывает полный цикл производства продукта от момента согласования концепции с заказчиком до выхода готового продукта в эфир. Это уникальная для российского рынка факторинга сделка была бы невозможной без профессионализма всех участников сделки в области финансового менеджмента.

— От каких параметров зависит стоимость факторинга?


Стоимость зависит от качества контрагентов, объёма и срока сделки, операционной нагрузки по количеству уступаемых денежных требований. Мы оцениваем как поставщиков, так и дебиторов – это тот уровень риска, который мы на себя принимаем.
Расходы по сделке поставщик и покупатель могут поделить пополам, могут в разных пропорциях или расходы может взять на себя одна из сторон. Мы можем все. Ну, или почти все. Мы здесь не ограничены. Все будет зависеть от конкретной потребности конкретного поставщика и конкретного покупателя. Мне часто задают вопрос, что дешевле факторинг или кредит — на это я всегда отвечаю, что эти инструменты некорректно сравнивать, так как кредит – это деньги, которые нужно вернуть, а факторинг – это не только деньги, но и инструмент снижения рисков.

— ВТБ Факторинг работает с крупными компаниями, при этом клиенты группы ВТБ – в приоритете. Почему выбран именно этот сегмент?


Да, мы ориентированы на работу с крупными компаниями любой отрасли, которые выступают в роли поставщиков или покупателей, с годовой выручкой от 10 млрд рублей, дебиторской или кредиторской задолженностью от 100 млн рублей на одного контрагента и с отсрочкой платежа до 1 года. Вот портрет нашего типового клиента.

Почему именно крупный сегмент? Это один из «китов» экономики страны — «фабрики, заводы, пароходы». С одной стороны, эти компании нужно поддерживать и развивать, с другой — не любой банк, тем более, не любая факторинговая компания может это делать. Все дело в возможностях, вернее в достаточности этих возможностей. Ведь с крупными компаниями непросто – здесь всегда сложные, тщательно проработанные, с нестандартными подходами и даже находками сделки. ВТБ Факторинг, как дочерняя компания одного из крупнейших госбанков, этими возможностями обладает. Для нас важно поддерживать не просто коммерческие проекты, а проекты, играющие важную стратегическую роль для страны. Такие проекты реализуются, как правило, крупными компаниями.

Что касается средних компаний. Мы их тоже поддерживаем. Ведь у крупных компаний, которые являются нашими клиентами, есть немало контрагентов из среднего бизнеса – как поставщики, так и их покупатели.
Теперь о приоритетах. Группа ВТБ предоставляет конструктор из различных финансовых инструментов. Факторинг – деталь этого конструктора. Поэтому клиенты группы для нас, действительно, в приоритете.
Возможность работать в крупном сегменте и клиентами группы ВТБ — наше большое конкурентное преимущество. Помните, как говорится в одной известной фразе «выбирайте самый сложный путь, и вы не встретите на нем конкурентов».

— ВТБ Факторинг — лидер рынка по всем основным показателям. Благодаря чему удается расти, ведь в целом рынок снижается?

Сегодня, в условиях текущих реалий, мы видим несколько наших ключевых конкурентных преимуществ. Наша формула успеха: поддержка группы ВТБ и практически неограниченный доступ к фондированию, большой опыт управления рисками, опытная и сплоченная команда, современные ИТ-решения, высокий уровень сервиса.

Мы работаем в нескольких направлениях: увеличиваем объемы финансирования текущих клиентов, привлекаем новых, прежде всего среди клиентов банка ВТБ, для которых у нас есть ценовые преференции, а также осваиваем новые рыночные сегменты.

Кроме того, мы активно развиваем международный факторинг. Это стало возможным благодаря присутствию дочерних банков и компаний ВТБ в более чем 20 странах мира. Сейчас сотрудничаем с Арменией, Азербайджаном, Грузией, смотрим на перспективный Юго-восток – Китай, Вьетнам.

— Уделяете ли вы внимание регионам? Какие регионы, на Ваш взгляд, более открыты к факторингу?

Если в Москве о факторинге знают почти все, то в регионах знают немногие. За пределами Москвы и Санкт-Петербурга на сегодняшний день уровень проникновения факторинга значительно ниже. В этом мы видим серьезные точки роста, как для нашего бизнеса, так и для региональных компаний – для них это отличная возможность, благодаря использованию факторинга, получить серьезный импульс для укрепления позиций на региональных рынках и выхода на федеральный или даже международный уровень. В регионах мы представлены в 17 городах. Хороший потенциал мы наблюдаем на Дальнем Востоке, связываем это с благоприятной геополитической ситуацией для данного региона.

— Помимо того, что ВТБ Факторинг является лидером, у компании еще репутация новатора. Что интересного, нового для рынка удалось реализовать в этом году?

Звание лидера обязывает, накладывает определенную ответственность. Поэтому для нас важно, не просто увеличивать показатели, но и приводить на российский рынок те инструменты, которые ранее в России не использовались. К примеру, в этом году мы привели в Россию ABL-финансирование — вид небанковского торгового финансирования, который появился в США в 80-х годах. Представляет собой комплекс услуг, включающий финансирование, обеспеченное дебиторской задолженностью, материальными и нематериальными активами. С помощью ABL мы реализовали уникальную сделку с группой Sollers на плановый объем финансирования 200 млрд рублей в течение 7 лет. В рамках соглашений мы финансируем ежегодные поставки до 50 000 автомобилей УАЗ официальным дилерам. Или другой пример. Финансирование производства телесериалов для одного из федеральных каналов — уникальная сделка, как для факторингового, так и для медиарынка. Также в этом году мы успешно реализовали проект EDI факторинг совместно с X5 Retail Group и компанией Edisoft для финансирования поставщиков «Перекрестка», «Пятерочки» и гипермаркетов «Карусель» на основании юридически значимого пакета электронных документов по поставкам. Решение позволило полностью отказаться от бумажного документооборота между всеми участниками факторинговой сделки: поставщиками, торговой сетью и фактором, что существенно повлияло на снижение стоимости и повышение скорости бизнес-процессов.
ВТБ Факторинг живет завтрашним днем и ориентируется на те сегменты, где факторинг еще не получил широкого распространения. Мы уверены, что почти любой бизнес может получить добавленную стоимость за счет применения факторинга.

— Насколько, на Ваш взгляд, факторинг востребован среди российских компаний?

В России доля факторинга в ВВП страны составляет порядка 2,5% или около двух триллионов рублей оборота уступленных по факторингу денежных требований, на западе этот показатель на порядок выше. Это говорит о том, что в нашей стране факторинг еще не так популярен. К сожалению, многие топ-менеджеры просто не знают о такой форме финансирования. Поэтому можно констатировать, что факторинг в России востребован, но еще не всеми распробован.

Источник: ВТБ Факторинг



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.



© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ