Факторинг - искушение клиента?

11.07.2008 15:15
Компании в материале: Eurokommerz  Совкомбанк Факторинг  Петрокоммерц 

Не существует типичных случаев мошенничества, есть типичные приемы их выявления. Поэтому хороший риск-менеджер, который сумеет догадаться, каким образом его компанию потенциальные заемщики обманут в следующий раз, становится залогом успеха компании-Фактора. И это одна из наиболее творческих сторон факторинговой деятельности.

Не существует типичных случаев мошенничества, есть типичные приемы их выявления. Поэтому хороший риск-менеджер, который сумеет догадаться, каким образом его компанию потенциальные заемщики обманут в следующий раз, становится залогом успеха компании-Фактора. И это одна из наиболее творческих сторон факторинговой деятельности.

Ускользающие риски

Факторинговые компании и банки отводят риск-менеджменту второе по важности (после IT-системы) место среди параметров, определяющих успех на рынке факторинга. Деятельность любого финансового института состоит в том, чтобы принимать на себя риски и грамотно управлять ими.

Банки и компании, занимающиеся предоставлением финансирования, в частности и факторингом, имеют дело с кредитными рисками, то есть с рисками неплатежей со стороны своих заемщиков.

Однако здесь и обнаруживается важное различие между кредитованием и факторингом — в последнем случае опасаться стоит не столько неплатежеспособности дебиторов, сколько мошеннических действий со стороны клиентов.

"На протяжении всей истории существования факторинга во всех странах наибольшие убытки Факторы терпели не от реализации кредитного риска, то есть риска, которым управляют сегодня Факторы, а от мошенничества клиентов, то есть риска, который большинством российских Факторов практически не учитывается", — отмечает Антон Мусатов, заместитель председателя правления банка НФК.

Согласно исследованию "Эксперт РА", потери российских Факторов от мошенничества пока невелики: в 2007 году у компаний, которые согласились раскрыть эту информацию (18 из 31 участника исследования), потери составили не более 4 млн руб. Но это отнюдь не значит, что такого мошенничества в России пока нет и что в дебиторской задолженности, финансируемой российскими Факторами, отсутствуют так называемые воздушные поставки. Просто специфика мошенничества при факторинге такова, что обман может длиться годами, а Фактор, оценивающий свой риск по формальным признакам как кредитный, будет лишь радоваться растущим оборотам, дисциплинированности дебиторов и приверженности клиентов.

"У нас был один такой случай, который произошел достаточно давно, когда один из наших клиентов подделал документы, подтверждающие наличие у него права требования, а именно — документы об отгрузке, — рассказывает Дмитрий Пятаков, генеральный директор МФК "Траст" об опыте своей компании по выявлению мошенничества. — Мы выявили обман в процессе управления дебиторской задолженностью, достаточно оперативно отреагировали, обратились в органы внутренних дел. В итоге человек был осужден на длительный срок лишения свободы, а мы продолжаем получать отрабатываемые им деньги. Это очень неприятная ситуация, хотя бы потому, что человека жалко. Но наша принципиальная позиция состоит в том, чтобы люди, которые потенциально могли бы пойти на мошенничество, увидели возможные последствия таких неправомерных действий и не допускали возникновения аналогичных ситуаций, а в своей работе придерживались исключительно честного ведения бизнеса с Фактором".

На более зрелых рынках факторинговое мошенничество является гораздо более распространенным и может приводить даже к банкротству компании. Так, в Англии в 2006 году было обнаружено мошенничество по клиенту более чем на $12 млн. Поставщик-мошенник обслуживался у Фактора четыре года, стал лучшим его клиентом, которым Фактор гордился. Это была группа, состоящая из шести компаний, из которых, как позже выяснилось, реально функционировали только две, и лишь 30% уступаемой Фактору дебиторской задолженности были реальной. Даже на рынке Англии, который считается очень прогрессивным с точки зрения понимания факторинговых рисков, оказалось возможным столь крупное мошенничество.

Причина недостаточного внимания Факторов к рискам мошенничества заключается не только в том, что мошенников на российском рынке пока немного, но и в том, что обнаружить их без применения специальных методов практически невозможно. Так, чтобы избежать лишних проверок, мошеннику очень важно не привлекать внимание Факторов — именно поэтому у него, как правило, не бывает просрочек. Согласно этой логике, отсутствие просрочек может рассматриваться как один из признаков мошеннических действий со стороны клиентов и дебиторов. Ведь на факторинговом рынке, в отличие от банковского, просрочка скорее правило, чем исключение. Так, почти две трети от общего объема денежных требований, уступленных Факторам в 2007 году, поступали по истечении срока отсрочки по накладной, но в рамках предоставляемого Фактором льготного периода (график).

Найти и обезвредить

"На мой взгляд, представление о том, что есть типичные случаи мошенничества, очень опасно, — предостерегает Михаил Трейвиш, председатель правления банка НФК. — Существуют типичные выявленные случаи мошенничества. Это одна из наиболее творческих сторон факторинговой деятельности — догадаться, каким образом вас могут обмануть в следующий раз".

Один из таких "типично выявленных" случаев — уступка Фактору фиктивных накладных без ведома дебиторов. В этой ситуации оплата за дебитора производится напрямую поставщиком или через третьих лиц под предлогом возвратов или взаимозачетов. Не все Факторы уделяют должное внимание тому, что платеж пришел не от дебитора. "Клиент начал "рисовать" накладные по давним действующим дебиторам: он действительно направляет дебитору некоторый объем поставок, но отдельные накладные "подбрасывает сверху". При этом клиент платит сам, объясняя Фактору, что был возврат товара", — говорит Александр Морозов, начальник управления факторинга ОАО "Банк "Петрокоммерц"". "Если мы видим попытку мошенничества, мы моментально на это реагируем, и с большинством из таких клиентов пытаемся расстаться после первой же такой попытки", — заключает господин Морозов.

По аналогичной схеме Фактору могут быть уступлены накладные по поставкам к несуществующим дебиторам или к дебиторам, фактически не осуществляющим хозяйственной деятельности, но существующим для проведения обозначенных махинаций. Еще один тип мошенничества — использование подставных дебиторов, возможно аффилированных с клиентом или мотивированных им, и накладных по несуществующим поставкам. Иногда клиенты пытаются получить у Фактора финансирование по уже оплаченным накладным или вторично уступить накладную, по которой уже получено финансирование от другого Фактора.

Подчеркнем, что это только наиболее распространенные из выявленных случаев мошенничества. Но следует помнить, что невыявленные — не значит несуществующие. В компании PriceWaterhouseCoopers мошенников предлагают классифицировать не только по кейсам, но и по тому, какие компании могут быть склонны к осуществлению фиктивных операций.

Что же остается делать Факторам, когда мошенники хитры, изобретательны и зачастую способны усыпить бдительность факторинговых риск-менеджеров? Совет один — быть внимательными и гибкими, постоянно адаптируя систему управления рисками в соответствии со вновь выявленными типичными случаями мошенничества. Ведь пренебрежением к отдельным составляющим факторингового риск-менеджмента многие Факторы сами искушают клиентов. Пока Фактор обращает внимание только лишь на появление просрочки, "пузырь" может раздуваться сколь угодно долго или как минимум до какого-либо существенного изменения условий ведения этого бизнеса.

"В этой связи нам хотелось бы обратиться к коллегам, прежде всего к начинающим Факторам, с просьбой не гнаться за сиюминутной выгодой, привлекая на обслуживание непроверенных и нечистых на руку клиентов. У отечественного рынка колоссальные перспективы, которые не стоит ставить под сомнение непродуманными действиями", — резюмирует Григорий Карповский, председатель правления ФК "Еврокоммерц".

Для того чтобы рост рынка был качественным, а слово "factoring" через несколько лет не вызывало у инвесторов реакцию, схожую с той, которую вызывает сегодня слово "mortgage", необходимо уже сейчас понимать не только важность недопущения серьезных просрочек, но и необходимость отслеживания операционных рисков, в частности, мошеннических действий.

Источник: "Эксперт РА" Марина Чернышева и Ирина Велиева



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.



© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ