Факторинг аналитика, интервью

Есть ли факторинг на Урале?

Наиболее доступны факторинговые услуги в Екатеринбурге (13 Факторов), Челябинске и Тюмени (по 9). Всего в ходе анкетирования были отмечены 15 городов УрФО, в которых Факторы имеют свои представительства.

В 2011 году услугами факторинга на Урале воспользовались 450 компаний в расчетах с 2400 покупателями-дебиторами. Наибольший спрос на факторинг (74% от оборота) предъявляют уральские оптовики, реализующие непродовольственные товары народного потребления и продукты питания (38% и 20% соответственно в обороте факторинга для клиентов-оптовиков). Среди предприятий обрабатывающей промышленности свыше 57% оборота приходится на металлургические производства.

Отличительными особенностями факторинга в УрФО по сравнению с федеральной статистикой являются высокая доля факторинга без финансирования (15%) в продуктовом ряде, менее длительная средняя отсрочка платежа (52 дня), соотношение оборота и выплаченного финансирования (75%).

Доля УрФО в обороте российского факторинга в 2011 году выросла на 2 процентных пункта по сравнению с 2010 годом. В 2012 году этот рост способен продолжиться теми же темпами, и по итогам года оборот факторинга в УрФО может достичь 100 млрд. рублей, что составит 9-9,5% от совокупного оборота российских Факторов.

АФК проводит ежеквартальный сбор статистики российского рынка факторинга с 3 квартала 2009 года. По итогам 2011 года впервые было проведено региональное анкетирование Факторов – в Уральском федеральном округе. Анкеты были направлены 23 организациям, сообщившим о предоставлении факторинговых услуг в УрФО, в результате в сборе статистики приняли участие 13 организаций: уральские представительства/филиалы Группы компаний НФК, Промсвязьбанка, Металлинвестбанка, факторинговой компании «Лайф», а также факторинговая компания «Кольцо Урала». Еще восемь Факторов предоставили информацию о развитии факторингового бизнеса на Урале в рамках федерального исследования, проводившегося АФК в феврале-марте 2012 года.

Подробный обзор уральского факторинга по итогам 2011 года опубликован на сайте АФК.

КОММЕНТАРИИ УЧАСТНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Перечислите несколько значимых событий, произошедших на рынке факторинга в 2011 году?

Валерия Вялкова, директор дивизиона «Уральский» Группы компаний НФК
За 2011 года НФК в Екатеринбурге увеличила количество обслуживаемых клиентов в четыре раза.

Николай Булдаков, Директор по региональному развития Факторинговой компании «Лайф»
В 2011 году Уральская Дирекция ФК Лайф опередила по итогам развития Другие Региональные Дирекции ФК Лайф, запустив за полгода 71 нового клиента, что составило 50% от всех региональ-ных клиентов ФК Лайф. Вследствие этого Руководитель Уральской Дирекции Николай Булдаков был назначен Директором по региональному развитию ФК Лайф.

Алена Тарасова, генеральный директор ФК «Кольцо Урала»
В принципе, достаточно сложно выделить какое-то конкретное событие, оказавшее значительное влияние на рынок факторинга УрФО в 2011 г. Рынок в целом продолжил активно отыгрывать позиции, утраченные в кризисные 2008-2009 годы. Отчасти бурный рост рынка был вызван избытком ликвидности и откровенным ценовым демпингом со стороны ряда игроков, когда факторинг продавался по цене кредита. Однако во второй половине 2011 года наметилась тенденция к ослаблению ценовой конкуренции. На первый план в борьбе за клиента выходит качество обслуживания и уровень предоставляемого сервиса.

Любовь Жарова, начальник отдела регионального развития факторинга ОАО АКБ «Металлинвестбанк»
В первом полугодии 2011 года не происходило открытий новых филиалов Банка в Уральском регионе, так же не выходило на рынок новых крупных игроков или сетевых ритейлеров. На конкурентном рынке продолжают функционировать уже сложившийся круг факторинговых компаний, новых игроков на рынке факторинга в Уральском регионе не появилось.

Спрогнозируйте, пожалуйста, развитие ситуации на рынке факторинга в вашем регионе?

Валерия Вялкова, директор дивизиона «Уральский» Группы компаний НФК
Помимо роста сделок по безрегрессу, количество которых по итогам прошлого года увеличилось почти вдвое, можно отметить возросший интерес к решению по финансированию закупок. Что касается будущих тенденций, исключение рисков неоплат особенно актуально в условиях неопределенности, когда, скажем так, не очень уверен в том, что завтра с платежеспособностью твоих клиентов будет также хорошо, как и сегодня. Полагаю, что в 2012 году будет также расти спрос на безрегрессный факторинг и на поручительство за покупателей на случай возможного неплатежа, когда Фактор в случае неоплаты товара Покупателем возмещает Клиенту эти убытки. По нашим экспертным оценкам в 2012 году рост регионального рынка составит 20-30%.

Николай Булдаков, Директор по региональному развития Факторинговой компании «Лайф»
Рост в факторинге продолжится, спада ждать совсем даже не стоит. Период ценового демпинга закончится - демпингующие крупные игроки начнут сталкиваться с первыми резервами и, как итог, будут вынуждены поднимать стоимость продукта, которая была снижена для захвата рынка в 2010-2011 году. Мы увидим новые продукты, вполне вероятно и совсем оригинальные. Примеры - Тендерный факторинг Лайф (2011).

Алена Тарасова, генеральный директор ФК «Кольцо Урала»
Думаю, что в 2012 год темпы роста рынка стабилизируются, перестанут быть «скачкообразными». Мы прогнозируем прирост рынка на уровне 30-40%, при условии, что экономическая ситуация в стране в целом будет оставаться стабильной.

Любовь Жарова, начальник отдела регионального развития факторинга ОАО АКБ «Металлинвестбанк»
На сегодняшний день в Уральском регионе поставщики в сети по большей части определились с необходимостью использования факторинга, а так же выбрали компании-факторы, которые соответствуют их потребностям. То есть рынок поставщиков товаров народного потребления в плане факторинга практически полностью выбран. Довольно крупный сегмент рынка, неохваченный в полной мере факторингом – это металлургия, промышленные предприятия и строительство. В этом направлении для факторинга на Урале есть перспективы развития, при условии адекватной оценки рисков и сведения их к минимуму. Развивая в данном направлении факторинг – можно добиться довольно мощного расширения портфеля и создания условий развития отраслей.

Обозначьте, пожалуйста, ключевые тренды рынка факторинга в вашем регионе?

Валерия Вялкова, директор дивизиона «Уральский» Группы компаний НФК
Сегодня наши клиенты в Свердловской области - компании занимающиеся поставкой продуктов питания стройматериалов, бытовой химии и парфюмерии. Традиционно факторинг востребован торговыми компаниями, занимающимися оптовыми продажами на условиях отсрочки платежа. Однако, сейчас все большее очевидным становится спрос на факторинг со стороны производственных предприятий и компаний, оказывающих услуги (например, рекламные, логистические, IT), что, конечно, открывает дополнительные возможности для увеличения объемов бизнеса в регионе. Так, НФК провела исследование, в ходе которого выяснилось, что хотя процент таких сделок небольшой в силу существующих ограничений, перспективы этих отраслей весьма внушительны. По экспертной оценке НФК потенциальный объем факторингового рынка компаний сферы услуг на сегодняшний день составляет порядка 100 млрд рублей (2% от дебиторской задолженности компаний, выручка которых по данным СПАРК за 2010 год составляет не менее 120 млн рублей). Главным ограничением при выборе этого инструмента финансирования предприятиями сферы услуг становится то, что в договорных отношениях часто не предусматривается возможность отсрочки платежа. Однако на деле, к примеру, в рекламной отрасли выходит, что предприятию, чтобы не потерять клиента приходится идти на уступки, давая «неофициальную» отсрочку платежа, что существенно сказывается на оборотных средствах, мешая дальнейшему активному развитию предприятия.

Николай Булдаков, Директор по региональному развития Факторинговой компании «Лайф»
1. Переход факторов как и банков в более мелкие сегменты для сохранения и подъема маржинальности. Кто работал в сегменте крупный бизнес - уходит в средний, кто работал со средним - будет рассматривать и малый бизнес.
2. Будет расти объем безрегрессного факторинга

Алена Тарасова, генеральный директор ФК «Кольцо Урала»
Как я уже отмечала, ключевым моментом развития рынка факторинга в 2012 года в Уральском регионе будет не демпинг и ценовая конкуренция, а предоставляемый сервис. Цена на факторинг стабилизировалась, у основных игроков рынка она находится на примерно одинаковом уровне. На первый план выходит качество сервиса, удобство услуги для клиента, наличие дополнительных сопутствующих услуг (управление дебиторской задолженностью, экспертиза отгрузочных документов), внедрение программных продуктов и систем дистанционного обслуживания. Немаловажную роль в конкурентной борьбе сыграет открытость Фактора и его ценовой политики, а также отсутствие дискриминационных требований к клиентам.

Любовь Жарова, начальник отдела регионального развития факторинга ОАО АКБ «Металлинвестбанк»
Ключевым трендам рынка Уральского региона смело можно отнести создание гибкой тарифной сетки с базой скидок для менее рисковых клиентов, которая позволяет расширять факторинговый портфель наименее проблемной задолженностью. Кроме того, в работу введена система бездокументарного факторинга, которая позволит поставщикам получать финансирование с удаленными дебиторами, либо с наименьшими затратами времени.

Ассоциация Факторинговых Компаний
Опубликовано: 07.06.2012 13:04


Упомянутые компании:

НФК Лайф Факторинг Металлинвестбанк Факторинговая компания "КОЛЬЦО УРАЛА"


Факторингс.ру рекомендует


Для потребителей

Для специалистов

Для pr-служб

 

© 2007—2019 Factorings.ru - специализированный портал про факторинг.

  • Размещение рекламы

    • При использовании материалов гиперссылка на factorings.ru обязательна.